Монтаж в экранной культуре

контрольная работа

2. Экранное творчество Сергея Эйзенштейна

С. М. Эйзенштейн родился 10 (22) января 1898 года в Риге в семье инженера и архитектора, с 1917 года действительного статского советника, Михаила Осиповича Эйзенштейна (1867-1921) и Юлии Ивановны (урождённой Конецкой), дочери состоятельного купца.

Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда он работал над статьей «Цветовое кино». Похоронен в Москве наНоводевичьем кладбище (участок № 4).

Эйзенштейн с детства изучал три иностранных языка. В 1909 году родители развелись, и по решению суда мальчик остался с отцом. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года Эйзенштейн вступил добровольцем вКрасную армию.

В 1920 году Эйзенштейна направили в Академию Генерального штаба, где он учился на восточном отделении (японский язык). Эйзенштейн поступил художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921-1922 годах обучался в Государственных высших режиссёрских мастерских(ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда. Был режиссёром театра Пролеткульта («Мексиканец», «Слышишь, Москва», «Противогазы», «Мудрец»), преподавал различные дисциплины. Эйзенштейн тесно сотрудничал с группой Владимира Маяковского, в его журнале «ЛЕФ» в 1923 году опубликовал свой творческий манифест «Монтаж аттракционов».

В 1924 году Эйзенштейн снимает полнометражный фильм «Стачка», который получает в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже серебряную медаль.

Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку эпопеи «1905 год». В связи со сжатыми сроками Эйзенштейн сокращает замысел до эпизода восстания моряков на броненосце «Князь Потёмкин Таврический». Картину показали 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года. В 1952 году в списке десяти лучших фильмов всех времён и народов, составленном 58 кинорежиссёрами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематеки, «Броненосец «Потёмкин» занял первое место.

В 1927 году Эйзенштейн снял фильм «Октябрь», в котором впервые в художественном кино показан образ Ленина (в исполнении рабочего Никандрова).

В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. Это была официальная поездка, целью которой было дать возможность Эйзенштейну и его съемочной группе больше узнать о звуковом кино, а также лично представить капиталистическому западу известных советских артистов. Последующие 2 года Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад «Интеллектуальное кино» в Брюссельском университете. В Швейцарии в 1929 году Эйзенштейн выступал в качестве консультанта образовательного документального фильма об абортах, режиссером которого был Эдуард Тиссэ. Фильм вышел под названием «Frauennot - Frauengluck» («Горе и радость женщины»)

В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramaunt отказалась от его сценария.

С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.

После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать книгу «Режиссура».

Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием «Бежин луг». Сценарий к фильму был написан драматургом, бывшим чекистом Александром Георгиевичем Ржешевским. Сюжетом фильма была коллективизация сельского хозяйства, сочетавшая радужные и трагические краски и опиравшаяся на историю Павлика Морозова.

Первый вариант фильма, просмотренный в незаконченном виде, в отсутствие самого Эйзенштейна (который был болен) был подвергнут резкой критике. Эйзенштейн был вынужден переработать фильм, он переписал сценарий, заменил нескольких актёров и вместо сцены разгрома церкви («преображения в клуб»), вызвавшей наибольшую критику, он ввел динамическую сцену борьбы с пожаром. Тем не менее, в 1937 году по идеологическим соображениям приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена. Съёмка была приостановлена после просмотра в черновом монтаже в Главном Управлении кинематографии, а отснятый материал был забракован. По словам Эйзенштейна, до завершения двухлетних съёмок ему тогда не хватало 11 дней. В качестве репрессивной меры режиссёр был отлучён от преподавательской деятельности (восстановлен после съёмок фильма «Александр Невский»), а сам фильм смыт. Позднее единственный экземпляр фильма сгорел при бомбежке Мосфильма во время Второй мировой войны. От фильма остались обрезки пленки, черновики, фотографии и планы, из которых позже был составлен фотофильм.

В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский». За него получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации).

В 1941-1945 годы режиссёр снимал фильм «Иван Грозный». Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Картина вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию первой степени, вторая серия была запрещена и вышла в 1958 году; съемки третьей прекращены.

В годы войны участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета, принял участие в съёмках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке «To the Jews of the World» (К евреям мира) и в радиопрограмме «To Brother Jews of All the World» (К братьям евреям всего мира, июль 1941), в которых призывал англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.

Режиссёрские работы:

1923 -- Дневник Глумова

1924 -- Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)

1925 -- Броненосец «Потёмкин» («1905 год»)

1927 -- Октябрь (название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир»)

1929 -- Штурм Ля Сарраса/The Storming of La Sarraz (в соавторстве с Айвором Монтагу и Гансом Рихтером)

1929 -- Старое и новое («Генеральная линия»)

1930 -- Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale

1931 -- документальный фильм о Мексике «Землетрясение в Оахаке»

1931 -- незаконченный фильм «Да здравствует Мексика!» (в 1979 году доработан Г.Александровым)

1933 -- Эйзенштейн в Мексике/Eisenstein in Mexico (документальный)

1933 -- Буря над Мехико

1934 -- День смерти/Death Day (короткометражный)

1935--37 -- Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем)

1938 -- Александр Невский

1940 -- Время на Солнце/Time in The Sun (документальный; в соавторстве с Григорием Александровым)

1941 -- Мексиканская симфония/Mexican Symphony

1941 -- Свободная земля/Land of Freedom

1941 -- Идол надежды/Idol of Hope

1941 -- Обретение креста/Conquering of Cross

1941 -- Семена Свободы/Seeds of Freedom (в соавторстве с Гансом Бюргером)

1944 -- Иван Грозный (1-я серия)

1945 -- Иван Грозный (2-я серия, сказ второй -- «Боярский заговор»)

1946 -- Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)

1948 -- Мексиканская фантазия (Олег Ковалов -- режиссерская разработка)

Сценарные работы:

1924 -- Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)

1927 -- Октябрь («Десять дней, которые потрясли мир»)

1929 -- Старое и новое («Генеральная линия»)

1935--1937 -- Бежин луг

1938 -- Александр Невский

1944 -- Иван Грозный (1-я серия)

1945 -- Иван Грозный (2-я серия, сказ второй -- «Боярский заговор»)

1946 -- Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)

Награды и премии:

1) Сталинская премия первой степени (1941) -- за фильм «Александр Невский» (1938)

2) Сталинская премия первой степени (1946) -- за 1-ю серию фильма «Иван Грозный» (1944)

3) заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)

4) орден Ленина (1939) -- за фильм «Александр Невский» (1938)

5) орден «Знак Почёта»

В целом можно сделать следующие выводы. Огромное теоретическое наследие Эйзенштейна охватывает основные проблемы художественного творчества - от общих вопросов эстетики до конкретных задач практики кино.

В 1925 вышел на экран фильм «Стачка», в котором Эйзенштейн впервые в мировом кино показал революционную массу как движущую силу истории. Идейно-эстетические принципы «Стачки» были развиты и углублены в кинофильме «Броненосец «Потемкин» (1925), одном из высочайших достижений советского и мирового киноискусства. Фильм с классическим совершенством воплотил тему революции как борьбы за классовое равенство, свободу и человеческое достоинство. В 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе он возглавил список 12 лучших фильмов всех времён. В фильме «Октябрь» (1927) Эйзенштейн совместно с режиссером Г. В. Александровым и оператором Э. К. Тиссэ воплотил на экране события 1917 и впервые в игровом кино предпринял попытку создания образа В. И. Ленина. Открытия в области киномонтажа позволили Эйзенштейн выдвинуть концепцию «интеллектуального кинематографа» как синтеза искусства и науки. В 1929 завершил фильм «Старое и Новое» - первое произведение советского экрана о кооперации и коллективизации в деревне.

Ему принадлежат также публицистических статьи, очерки и мемуары. Рисунки Эйзенштейн, ставшие известными по посмертным выставкам, подтвердили его талант незаурядного графика.

Делись добром ;)