Музыкальное образование в годы царствования Екатерины II

курсовая работа

2.2 Музыкальное искусство и образование XVIII века

Первые заведения, где обучались музыке, появились в XVIII веке. Это музыкальные классы при Академии художеств, Университете, частные музыкальные школы. Но они давали лишь азы; при раскрытии ярких дарований учеников отправляли в Италию (Фомин, Бортнянский, Березовский).

Восемнадцатое столетие, нареченное «веком Разума и Просвещения», ознаменовалось коренной сменой ориентиров в развитии русского музыкального искусства.

Это был век отхода от средневекового аскетизма и активного становления светского мировоззрения. В эпоху «Просвещения» произошло размежевание светской культуры и собственно веры.

Храмовое искусство продолжает свое развитие, но оно постепенно отходит на второй план в культурной жизни России. Светская же традиция не только укрепляется, но и приобретает самодовлеющее значение, все более влияя на процессы секуляризации церковного художественного творчества.

Русское искусство эпохи Просвещения отразило всю сложность и неординарность духовного состояния общества, парадоксальным образом совместившего крепостничество с обретенной европейской цивилизованностью.

В нем запечатлелись не столько социально-политические, сколько эстетические противоречия, выразившиеся в соединении противоположных начал: аристократической утонченности и простонародной грубоватости, традиционной аскетичности и привнесенной светской фривольности, национального «своего» и европейского «чужого».

Средневековое миропонимание, одухотворявшее труд безымянных художников Древней Руси, ушло в прошлое. Творению новой светской культуры отдаются лучшие художественные силы России Овсянникова, О.А. Музыкальное воспитание (18 века). .

Многие из них осознавали собственную творческую неповторимость. Произведения поэтов, архитекторов, скульпторов, живописцев постепенно становятся предметом профессиональной гордости.

Однако роль музыкантов в культурной среде 18 века была особой: музыка считалась «низшим» искусством по сравнению с другими, а сам музыкант в аристократическом обществе занимал положение полуприслуги.

Многие отечественные «сочинители» испытали тяжесть униженного положения в обществе; ряд фактов говорит о том, что творения русских авторов нередко считались музыкой «второго сорта» по сравнению с произведениями немцев и итальянцев. Ни один отечественный мастер не достиг высокой должности при дворе.

Русская музыка 18 века проделала сложный путь освоения европейского музыкального языка и светских жанров.

Известно мнение, что в допетровской Руси культурное развитие сковывалось косным общественным строем, невежеством, предрассудками, отсутствием условий для свободного духовного развития. Главными носителями музыкальной культуры были долгое время скоморохи. Развитие искусства на Руси "до Петра" вполне можно соотносить с искусством Средневековья в Европе - то же преобладание церковной тематики и гонение на мирские развлечения. Однако Русь задержалась на этом этапе, что становится понятно, если вспомнить историко-географические особенности нашей страны. Реформы Петра I дали толчок зарождению светского искусства. Русские помещики отдавали своих крепостных крестьян и дворовых в обучение учителям музыки и пения, из крепостных музыкантов составлялись капеллы, оркестры, оперные труппы. Появляются инструментальные капеллы сначала при дворе, потом в домах вельмож и помещиков, развивается любительское музицирование. Молодежь обучалась игре на клавесине, виоле, арфе, флейте. Бурное развитие музыкального просвещения вызвало необходимость печатания нот и в 1730 году в России впервые напечатаны ноты с гравировальных досок, а в 1766 году С.И. Башковским разработан способ наборного воспроизведения нот. В 1760 г. - в Академии художеств в Петербурге открыты музыкальные классы.

Приглашение музыкантов-педагогов из других стран (XVII-ХVIII в.) в основном было положительным фактором для развития русской культуры. Испытав известный крен в сторону "иностранного элемента", она нашла в себе силы сохранить и развить сущностные национальные черты. Но педагогическая деятельность иностранных педагогов была отнюдь не беспроблемной для русской культуры, для становления отечественной музыкальной педагогики. Некоторые иностранцы органично вошли в русскую культуру, нашли в нашей стране свою вторую родину (например, Дж. Филд). Но были и иные случаи: ряд педагогов-иностранцев остались чуждыми русской культуре и не оказали на нее сколько-нибудь заметного положительного воздействия Ларош Г., Мысли о музыкальном образовании в России, "Русский вестник", 1869,.

Первая половина XIX века была для России годами развития освободительного движения против царизма и крепостничества. Годами борьбы прогрессивных сил русского общества за преобразование России, за ликвидацию технико-экономической и государственной отсталости страны. Общеполитические противоречия сказывались и в области воспитания, где официальная педагогика, возглавлявшаяся с 1833 по 1849 г. министром народного просвящения Уваровым, автором знаменитой формулы "православие, самодержавие, народность", встретила резкого противника в лице гуманистической и демократически-народной педагогики Белинского, Герцена и их единомышленников. Эти противоречия нашли свое отражение в борьбе различных тенденций, направлявших не только содержание и методы обучения, но и саму организацию, и постановку образовательного дела.

С одной стороны, заботясь о предохранении от "революционной заразы" и о сохранении за дворянством его привилегированного положения, крепостническое правительство стремилось всячески ограничить распространение образования в широких массах. Николай I писал: "…надо сообразить, нет ли способов затруднить доступ в гимназии для разночинцев" [Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л., 1973].

С другой стороны, рост промышленности властно требовал расширения рамок образовательной системы как в смысле возможности образования для различных слоев населения, так и в отношении самого содержания обучения.

Отсюда двойственный, противоречивый характер педагогической политики царского правительства, половинчатость его школьных реформ. Школьная система дореволюционной России, отличаясь крайней пестротой, сохранила, вплоть до октябрьской революции, остатки сословности (кадетские корпуса, институты благородных девиц, духовные семинарии и училища, епархиальные училища и т.п.). Эта политика была построена на принципах национального неравенства, на неравенстве мужчин и женщин.

Существовало две системы: одна - система элементарного образования для широких масс населения, не дававшая возможности детям трудящихся получать среднее и высшее образование (3-4 годичная школа или в лучшем случае 5-6 годичное двухклассное училище), либо высшее начальное училище, которым обычно и заканчивалось элементарное образование. Возможен был переход далее лишь в ремесленные школы, низшие технические училища и торговые школы, дававшие специалистов низшей и средней квалификации Терентьева, Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: учеб. пособие. - СПб., 1994.- 218 .

Вторая система - среднего и высшего образования - предназначалась для детей дворянства, буржуазии и духовенства и в свою очередь делилась на две: одна для мальчиков (гимназии, реальные и коммерческие училища, средние технические училища, кадетские корпуса, духовные семинарии), другая, с пониженным объемом знаний, для девочек (женские гимназии, институты благородных девиц, епархиальные училища) Орлова Е.М./ Лекции по истории русской музыки-М.: «Музыка», 1977 - 383с..

Допуская "пение и вообще музыку" в школу, "по мере возможности и усмотрения начальства", уставы всех видов школ на протяжении всего XIX столетия ни разу не включают музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана. В этом отношении музыка оказалась в худшем положении, чем, например, рисование, которое вроде и считалось ненужным, но входило в программу гимназического курса по наследственному преданию в виде одного часа в неделю. У музыки не было даже такого "предания"…

Поскольку школьные уставы ставили судьбу музыки в каждой отдельной школе целиком в зависимость от усмотрения начальства, поскольку может показаться, что правительство не вело никакой своей политики в этом вопросе, решение полностью падало на волю случая. Действительно, случай в виде инициативы учащихся или их родителей, лучших или худших качеств педагога, тех или иных вкусов и взглядов школьного начальства и прочих причин играл известную роль в этом деле. Но если мы приглядимся внимательнее к фактам, то заметим, что за множеством "случайностей" в них скрывается определенная закономерность, явившаяся результатом столь же определенной правительственной политики в этом вопросе.

В самом деле: все школьные уставы предлагали местному начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств "по мере возможности", "когда есть довольные к тому способы". Нетрудно догадаться, что в первую очередь имелись в виду "возможности" материальные, "если то позволяют доходы", как гласил устав 1804 г.

Тем самым решение вопроса принимало очень простую и ясную форму: вводить художественное воспитание следует там, где его могут оплатить, иначе говоря, там, где учатся дети состоятельных родителей. Таким образом, нейтральность и незаинтересованность правительства в том или ином решении этого вопроса прикрывала совершенно определенную классовую политику.

Особенно заботливо было поставлено музыкальное образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного (хотя и своеобразно понимаемого) элемента воспитания. Вот как, например, было организовано это дело в петербургском училище ордена святой Екатерины.

За время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и духовное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были получить домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен; в него входили произведения как русских, так и зарубежных композиторов; в старших классах ученицы исполняли и оперные хоры.

Духовное пение начиналось со старших классов (с четвертого или пятого года обучения) и проводилось параллельно со светским пением, также по одному разу в неделю. Задачей его являлась подготовка к богослужениям.

Индивидуальные занятия по фортепиано проводились с первого до последнего класса два раза в неделю по полчаса; кроме того, каждая ученица обязана была заниматься ежедневно один час самостоятельно, что входило в часы подготовки уроков.

Репертуар составляли гаммы, этюды и хоровые пьесы русских и западных авторов. Ежегодно экзамены проходили весной, во время великого поста, состояли они из исполнения гамм, этюда и пьесы.

Кроме хорового пения и обучения на фортепиано, во всех классах по одному часу в неделю преподавалась гимнастика (также под музыку) и по одному часу - танцы (со специальным аккомпаниатором). Танцы проходились современные, салонные и старинные: полонез, менуэт, гавот и другие.

Музыка звучала отовсюду: это были или уроки по фортепиано, или пение, или танцы, или гимнастика, или подготовка уроков. Таким образом, к окончанию училища воспитанницы приобретали не только довольно широкое знание разнообразной музыкальной литературы, но и навыки хорового пения (с инструментом и а капелла), а также довольно свободно владели фортепиано.

XVIII век, век Просвещения, стал поворотной эпохой в истории русской культуры. Он явился отправным берегом Нового видения мира, нового мышления и новой психологии.

Человек, вписанный в культурное пространство «века играющего», поставленный в иные условия бытия, вынужден был с лихорадочной поспешностью учиться новым формам постижения действительности. Светская культура, связанная внутренне с духовными ценностями предшествующей ей типом русской культуры, выраженной, прежде всего, искусством «мистического реализма», была культурой иной ценностной ориентации, опирающейся во многом на хлынувший в «прорубленное» Петром окно поток западно-европейского сознания Третьякова Л.С./ Русская музыка 18 века-М.: «Просвещение», 1976 - 207с.

По сей день для нас представляет интерес взаимодействие исконно русских и привнесенных западно-европейских тенденций, оказавших влияние на все проявления отечественной культуры, в том числе и на музыкальное образование. Именно в XVIII столетии в России были заложены основы светского мировоззрения, светской культуры и образования.

На фоне достижений отечественного музыкознания стал совершенно очевиден недостаток изучения исторического культурного наследия, истоков и развития его составляющих.

Необходимость обращения к философско-эстетическим и педагогическим концепциям прошлого вызвана потребностью осмысления нашего духовного наследия, анализа сложной социокультурной ситуации, обусловленной «сменой» эпох, которая во многом перекликается с современностью.

XVIII век постоянно привлекал к себе внимание историков, культурологов, музыковедов. История русского XVIII века во взаимосвязи с западно-европейским культурным опытом отражена в трудах Б.И.Краснобаева, КХМЛотмана, Е.В.и Н.В.Мирецких, И.П.Шакировой и др.

Философским изысканиям интересующей нас эпохи посвящены работы В.М.Ничика, В.И.Рабиновича, Н.Ф.Уткиной, П.С.Шкуринова и др.

Большой опыт исследования различных видов искусств века Просвещения принадлежат гуманитарным наукам. Особое место в изучении многосторонних проявлений новой культуры отведено музыкальному искусству. Отечественное музыкознание сделало очень много для исследования русской музыкальной культуры. В трудах Н.Ф.Финдейзена, О.Е.Левашевой, А.И.Кандинского, В.И.Моркова, А.С.Розанова, М.Г. Ры царевой, И.М. Ветлицыной, ЛаРапацкой и др. были выделены основные этапы периодизации музыкальной культуры, исследованы светские жанры, творчество и биографии русских композиторов XVIII века. Первой фундаментальной работой, показывающей взаимосвязь эстетики эпохи Просвещения и музыкальной культуры, явился капитальный труд Т.Н.Ливановой.

Однако вопрос музыкального образования и просвещения в педагогическом плане остался практически неразработанным.

Не занималась специальным изучением музыкального образования и дореволюционная наука. Отдельные сведения по истории музыкального образования интересующей нас эпохи содержатся в трудах В.И.Моркова, В.О.Михневича, П,Д.Перепелицына, В.В.Стасова, В.Е.Чешихина.

Возможно, такой поверхностный взгляд был во многом определен стасовской концепцией, основанной на мнении, что до М.И.Глинки не существовало национальной композю:орской школы, а все проявления музыкальной культуры были так или иначе связаны с деятельностью западноевропейских музыкантов в России. Возможно, именно такая позиция в отношении истории развития музыкального искусства, отодвинула на долгие годы изучение проблемы музыкального образования XVIIT века. Систематическое исследование истории русской музыки и отдельных моментов в истории музыкального образования XVIII века было начато капитальным трудом Н.Финдейзена.

Существенный вклад в историю изучения музыкального образования внесла книга Ю.В.Келдыша «Русская музыка XVIII века» Третьякова Л.С./ Русская музыка 18 века-М.: «Просвещение», 1976 - 207с.

Специфические черты светского музыкального образования, такие как: вокальная основа, отсутствие преемственности в развитии профессиональной инструментальной педагогической школы и другие -- обусловлены характерными особенностями русской культуры XVH1 века и музыкальной культуры, в частности.

Методики преподавания музыкального искусства в русской культуре XVIII века складывались в процессе взаимодействия национальных и общеевропейских традиций. Такой синтез во многом противоположных тенденций способствовал не только освоению музыкально-педагогического опыта, накопленного в европейском искусстве, но и становлению и развитию новых национальных музыкально-педагогических основ светского музыкального образования. Проявление «русской европейское» в музыкальном образовании эпохи Просвещения обусловлено влиянием и деятельностью в России выдающихся западно-европейских музыкантов. Это влияние распространялось на отечественную музыкальную культуру и светское музыкальное образование по следующим направлениям:

- музыкально-освещенскому (деятельность музыкальных издательств по распространению музыкальных знаний, открытых выходцами из западноевропейских стран);

- музыкально-педагогическому (практическая деятельность педагогов-иностранцев по воспитанию русских музыкантов как в учебных музыкальных заведениях, так и в условиях домашнего образования);

- музыкально-методическому (появление в России трудов по истории, эстетике и теории музыки как современных просветителей, так и авторов предыдущих эпох, а также методических наработок и учебных пособий, предназначенных для овладения разными областями музыки);

- содержательному (появление нотно-музыкального материала западноевропейских композиторов),

Педагогические идеи и методические принципы русской музыкальной педагогики эпохи Просвещения носят вневременной характер и являются ценным основанием для совершенствования музыкального обучения и воспитания в современной музыкально-педагогической практике.

Делись добром ;)