logo
Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке на современном этапе

ВВЕДЕНИЕ

"right">Даже самый неудачный ребенок,

"right">который натолкнулся на ценности библиотеки,

"right">сидит вместе с великим гением Земли

"right">и поворачивает ключ к целому миру.

"right">Тед Хьюджес, 1977

Актуальность темы не вызывает сомнения, т.к. современные функции библиотек образовательных учреждений (и школьных, как наиболее многочисленного звена сети) не просто меняются и резко расширяются. Меняется сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека должна стать структурным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиаобразования, формирования информационной культуры личности. Это требует определенного эволюционного скачка: в формировании фондов, в техническом оснащении, наконец, в изменении профессионального сознания самих библиотечных работников. Процесс этот выливается в разнообразные инновации на местах.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьные библиотеки прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность.

Библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные информационные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации. В соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ЮНЕСКО школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы.

Школьные библиотеки претерпевают концептуальные изменения, связанные с развитием библиотек на современном этапе и активным внедрением в работу этих учреждений современных информационных технологий.

Она должна предоставлять пользователям обновленное, расширенное информационное пространство, которое сможет обслужить возрастающий диапазон образовательной активности, создаст условия для различных стилей обучения современного поколения.

Современная стратегия развития школьной библиотеки строится на принципе посредничества библиотеки между миром информации и потребностями субъектов образовательной среды. Концепция доступа к информации дополнятся активной ролью библиотеки как посредника, связующего звена между информацией и пользователем.

Объектом работы является библиографическое обслуживание читателя.

Предмет исследования составили теоретические и практические вопросы библиографического обслуживания школьников на современном этапе.

Цель работы - обосновать теоретические и методические аспекты обслуживания читателей школьной библиотеки на современном этапе.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Выявить теоретические аспекты, проблемы библиографического обслуживания в школьной библиотеке.

2. Изучить специфику библиографического обслуживания читателей в школьной библиотеке.

3. Обозначить направления формирования библиографических знаний у школьников.

4. Определить значение интернет-ресурсов в справочно-библиографическом обслуживании читателей.

5. Разработать анкету библиографического обслуживания школьников 6-8 классов.

Актуальность темы. Уровень развития информационных и коммуникационных технологий, их применение в образовательных учреждениях показали необходимость рассмотрения тенденций развития библиографического обслуживания в школьных библиотеках.

Методологическими основами исследования являются работы ученых в области библиотечно-библиографического обслуживания читателей: Бигезы В.М., Столярова Ю.Н., Матлиной С.Г., Карташова Н.С., Дворкиной М.Я., Езовой С.А., Гендиной Н.И., Мелентьевой Ю.П., Шрайберга Я.Л., Сукиасяна Э.Р., Ивановой Г.А.

Источниковедческой базой работы являются:

- справочная литература;

- публикации в профессиональной печати;

- публикации в печатных изданиях смежной тематики;

- материалы конференций;

- электронные ресурсы:

- WEB-сайт Министерства образования Республики Беларусь

- WEB-сайт Всероссийской школьной библиотечной ассоциации

- WEB-сайт Министерства культуры Республики Беларусь

Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (30 источников) и приложения.