logo
Общая характеристика античной культуры. Убеждения Ф. Ницще

1. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» Ф. НИЦШЕ

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ, родоначальник «философии жизни» - тот мыслитель, в чьем творчестве и личной судьбе наиболее отчетливо запечатлен драматизм «переходной эпохи» рубежа XIX-XX вв. С одной стороны, Ницше примой идейный наследник западной философской классики, профессионально и творчески осмысливший как истоки западной культуры (античность), так и другие важнейшие ее этапы (христианство, Возрождение, Новое время).

С другой стороны, Ницше - первый декадент, поэт-безумец, поэт-пророк, силой своего таланта всколыхнувший долго дремавшие иррациональные пласты европейской культуры. Столкновение этих двух тенденций во многом и обусловило многоплановость и противоречивость как самого творчества Ницше, так и его последующего влияния.

Взгляды Ницше претерпели эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через «переоценку всех ценностей» и критику «европейского нигилизма» к всеобъемлющей концепции волюнтаризма и персисктивизма. Обращаясь к генезису человеческого общества и культуры, Ницше выделяет интеллект и фантазию как главные свойства физически слабого «зоологического вида» (т.е. человека), развивая которые он может успешно справляться с практическими задачами, связанными в первую очередь с выживанием.

Создание «средств культуры» (языка и логики) приводит, по Ницше, к принципиальному искажению действительности, основанному на допущении тождественных случаев. По мере развития «средств культуры» происходит полная подмена «жизни» как она есть сама по себе «сущим», т.е. всем устойчивым и регулярно повторяющимся. Этой кропотливой работой подмены, утверждает Ницше, главным образом и занимается наука.

Вместе с тем существует и другой важный компонент человеческой культуры - искусство. Являясь «добровольным стремлением к иллюзии», оно заключает в себе конструктивное начало культуры, поскольку гораздо ближе стоит к «жизни». На ранних этапах человеческой цивилизации искусство играло первостепенную по сравнению с наукой роль и жизни общества. В дальнейшем же (и неправомерно, как считает Ницше) соотношение изменилось в пользу науки.

Исходя из такого понимания генезиса культуры, Ницше строит свою культурологию. Так, христианство он понимает очень широко: как стиль мышления и жизни. Его историю он начинает гораздо раньше, чем оно в действительности сложилось, с Сократа. У Платона Ницше находит уже достаточно развитую теорию «клеветы на мир», претендующую на упразднение из жизни всякой неразумности, непосредственности.

Подлинная же культура, образец которой Ницше находит в досократовской Греции, связана, по его мнению, с признанием равноправия двух начал: дионисийского (титанизм, свободная игра жизненных сил) и аполлоновского (размеренность, оформленность). Однако европейская культура, считает Ницше, пошла в своем развитии по пути подавления дионисийского начала «разумом», «истиной», «Богом» - словом, гипертрофированным аполлинизмом.

Вполне согласуясь с интенциями христианства как религии, наука, считает Ницше, стремится превратить мир в сплошную и обозримую упорядоченность. Обыденная жизнь строго регламентируется, в ней остается все меньше места для геройства и самостояния, все более торжествует посредственность. Спиритуалистическая философия, христианская религия и аскетическая мораль отрывают, по Ницше, человека от истоков самого существования - от «жизни», заставляя его «зарывать голову в песок небесных дел». Однако их время, констатирует Ницше, прошло; нужны новые идеи. Об этом свидетельствует такое широко распространившееся во второй половине XIX в. явление, как «европейский нигилизм». Его Ницше называет «до конца продуманной логикой наших великих ценностей и идеалов».

Главным среди них он считает понятия цели, единства и истины, выступающие, в свою очередь, существенными характеристиками «бытия». Вместе с тем Ницше указывает на тотальность и абсолютную неизбежность нигилизма, ибо он есть оборотная сторона долгой и всегда происходившей борьбы европейского человека за освобождение от власти духовных и социальных авторитетов. В этом смысле он добровольно принимает нигилизм как свою личную судьбу и стремится преодолеть его как «философ будущего».

На место единого, истинного «бытия», сущности вещей, к которому ранее предписывалось устремлять силы разумения, чаяния и надежды, Ницше ставит «жизнь», как вечное движение, становление, постоянное течение, лишенное атрибутов «бытия».

У становления, по Ницше, нет цели, единства, его нельзя оценивать как истинное или ложное, доброе или злое. Этот «решительный гераклитизм» входит в плоть и кровь его «философии жизни». Все процессы как физической, так и духовной жизни Ницше стремится представить как различные модификации действия воли к власти, могуществу (tier Wille zur Macht). «Вещь», «субъект», «единство Я» - суть продукты творчества, деятельности мыслящего индивида, некоторые эвристические упрощения для обозначения силы. Все они не могут рассматриваться как единства в себе, а представляют собой динамические количества власти, центры силы, полагающей перспективы.

С точки зрения нового принципа, считает Ницше, на место теории познания следует поставить «перспективное учение об аффектах». Именно под влиянием влечений и потребностей человек истолковывает мир определенным образом, ибо всякое влечение, по Ницше, есть «известный род властолюбия», стремящегося навязать свою перспективу как норму всем другим влечениям. Несправедливость, притеснение, эксплуатация не являются прерогативой той или иной социальной формы жизни. Это глубинная характеристика «жизни» как таковой. Апелляция к разуму и правде (истине) лишь заменяющий прямое физическое принуждение способ одной воли влиять на другую волю (в т.ч. и коллективную). Рациональная аргументация и вообще любые рассуждения, согласно Ницше, значимы лишь постольку, поскольку они обозначают перспективу некоторой воли, стремящейся к расширению своего могущества. В любой философской полемике дело идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении, подчинении чужой воли своей. Это же, по Ницше, касается ценностных суждений, суждений об объективном мире. Все это суть «интерпретаций», за которыми стоит стремление сохранить определенные формы жизни.

Ницше связывает критику метафизики с критикой языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность. С помощью слов-метафор люди изначально упорядочивают хаос являемых в сыром опыте впечатлений. Случайные метафоры постепенно «твердеют», т.к. забывается источник их появления, и от частого употребления превращаются в «понятия». Деиндивидуализация и универсальная применимость понятий - залог существования общества, члены которого должны иметь возможность «договориться». В свою очередь жизнь в обществе является условием выживания человека. Рассматривая реальность как неупорядоченный поток становления, Ницше подчеркивает несоизмеримость создаваемого категориальной схемой языка образа мира с подлинным положением дел, неспособность языка, а следовательно, и мышления представить какое-либо знание независимо от самого языка и мышления.

Убеждение Ницше в фальсифицирующей природе языка и разумного мышления лежит в основе утверждения им приоритета действия и воли над всеми другими свойствами и качествами. Глубокая внутренняя противоречивость ницшеанского витализма проявляется в вопросе о соотношении истинности той или иной доктрины, идеи, понятия и т. п. и их исторического генезиса.

Хотя «всеобщие и необходимые истины», познавательные категории, грамматические формы, этические постулаты и т. п. и не обладают, согласно Ницше, абсолютной ценностью, являясь просто удачными находками в борьбе за жизнь и власть, все же эти «предрассудки» разума не могут считаться целиком произвольными, ибо они связаны с определенными органическими ресурсами человека как вида, с постоянством черт его природы. Они оправданы своей «полезностью» в рамках общего жизненного процесса, принадлежат «родовому субъекту», цели и интересы которого в целом скрыты от каждого отдельно взятого индивида. Для последнего «предрассудки» разума и соответствующие им формы жизни оказываются априорными и принудительными, и потому он не может не следовать им.

Таков философский смысл ницшеанской идеи «вечного возвращения», указывающей на неизбежность воспроизводства одних и тех же форм жизни и опыта. Этой фаталистической идее в мировоззрении Ницше противостоит идея сверхчеловека, указывающая в первую очередь на необходимость преодоления (в т.ч. и через особую систему воспитания) многих постоянных черт человеческой природы, например особенностей, чувственности, на «утончение» восприятия для создания новых, более совершенных форм жизни.