6 Абстракционизм
Абстракционизм возник в 1910 г. Словарь абстрактной живописи, изданный в Париже в 1953 г., гласит, что "живопись должна называться абстрактной, когда мы ничего не можем узнать в ней от объективной реальности". Воспроизведение, доведенное до такой степени, когда ничто в произведении не позволяет обнаружить исходный природный объект, воспроизведение, которое при взгляде на него ничем не напоминает воспроизводимое, будет иметь право называться абстракцией. Абстракционизм можно считать кульминационным моментом модернизма в смысле отхода от предметности, разрушения формы предметов. Основоположником этого направления по праву считается В. Кандинский, а первым абстрактным произведением - его акварель, написанная в 1910 г., в которой, по словам французского критика Ш. Брю, "первый раз в истории живописи невозможно было что-либо заметить или узнать на картине". Теоретические положения этого направления Кандинский высказал в книге "О духовном в искусстве" (1910):
1. "Дух, ведущий в царство завтрашнего дня, может быть познан только чувством. Путь туда пролагает талант художника".
2. Главная задача искусства - "психической силой краски" вызвать душевную вибрацию. Реалистическое искусство непригодно для этой цели. Ему неизвестно возвышенное и оно ищет материал в "грубо материальном".
3. Цель искусства - самовыражение художника, а не изображение действительности.
4. Основное внимание художника должно быть сосредоточено на "психическом" воздействии цвета на зрителя. "Цвет - это клавиш, глаз - молоток, душа - многострунный рояль". Художник подобен руке, которая приводит в движение человеческую душу.
5. Рисунок должен быть предельно простым. Не стоит переносить формы выражения, свойственные другим видам искусства, в область живописи. Абстрактные формы исходят не от природы, а изнутри человеческого сознания.
В 1912 г. Пит Мондриан (1872-1944), голландский художник, начинает экспериментировать с геометрическими формами. Этот эксперимент он чуть позже назовет "неопластицизмом". Вся его живопись была сведена к сочетанию вертикальных и горизонтальных линий, соединенных под прямым углом. Основные цвета - красный, желтый, синий. Линии обычно черные или серые. Черный и серый Мондриан называл "нецветами". Главной своей задачей он считал устранение из живописи эмоционального начала, считая, что "божественное живет только при температуре ниже нуля".
- Модернизм
- 3. Декаданс и модернизм. Основные литературные явления декаданса и модернизма на рубеже веков.
- 20. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- Основные течения модернизма и их сущность.
- 29.Модернизм в искусстве и его основные направления.
- 35. Модернизм. Основные направления.
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- 2.Основные направления модернизма. Общая характеристика. Хронология. Основные представители.
- 47. Модернизм – основное направление культуры 19 века
- Модернизм в архитектуре