Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа

курсовая работа

1.3 Исторические предпосылки развития лака

В ранних японских храмах не было скульптур, не было картин. Во внутреннем пространстве присутствовали лишь духи. Как следствие этого, мировоззрение японского народа выражалось через орнаменты резьбы, лаковых росписей и других произведений искусства. В синтоизме всё, что было невозможно понять человеческому разуму - обожествлялось, каждый предмет был самоценен сам по себе и погружал человека в размышления. Орнаменты Дальнего Востока: Китай, Япония, Корея / сост. и авт. предисловия В. И. Ивановская. М.: Изд-во "В. Шевчук", 2009 Иными словами, для японского мастера каждый предмет имел свою душу, характер, который старались понять, вычленить и максимально подчеркнуть при изображении. Каждый мотив был индивидуален и складывался из наиболее характерных черт предмета.

С приходом буддизма в V - VI вв. традиционные ремесла Японии обогатились новыми мотивами и техниками, выработанными более высоко развитой культурой Китая. В частности, в орнаментальных композициях появились зигзагообразные линии, перетекающие одна в другую, мотивы драконов, тигров. Так же была принесена сама техника декоративного лака из Китая, где применялся в основном красный и черный лак. Лак использовался в Японии каменного века 5000 - 6000 лет назад, как клей, которым крепили наконечники стрел. Ранние лаковые произведения Японии были созданы под влиянием китайских образцов лака и не имеют еще той яркой индивидуальности, присущей лаку эпохи Хэйан (794 - 1185 гг.) и более позднего времени.

В эпоху Хэйан (794 - 1185 гг.) искусство производства лака достигло высокого уровня. Некоторые техники украшения лака отличались такой роскошью и утонченностью, что всё чаще стали употребляться для украшения интерьеров дворцов и храмов. Во дворцах появились лаковые экраны и ширмы, столики и шкатулки, в буддийских храмах лаком покрывали потолки, двери, алтари, статуи божеств, шкатулки для хранения сутр и других предметов культа. Высокий уровень развития этого вида декоративно-прикладного искусства вызвал указ императора о разведении лаковых деревьев и запрете вывоза лаковых изделий из страны Японское декоративное искусство: Нэцке. Керамика. Лаки. Металл: Из собрания Гос. музея искусства народов Востока / Фотогр. Дмитрия Белоуса; Текст Н. Каневской и О. Глухаревой. М.: Планета, 1973.

В этот период начала складываться специфическая композиция, свойственная японскому искусству. Декор китайских изделий был очень пышным и равномерным ковром покрывал поверхность изделия, тогда как японские мастера стали вводить ассиметричные типы композиции и в большей мере использовать выразительность пустого пространства. В отличие от китайских узоров, японские орнаменты выглядели более цельными и полновесными. Японские мастера используют нехарактерные для Китая декоративные элементы, как например, деревянные колеса в сочетании с волнами (см. Приложение - Рисунок 1).

По этой особенности орнаментального мотива можно легко распознать японское произведение. В отличие от китайских и корейских мастеров, которые в основном стилизуют растительные мотивы, японцы используют реальные зооморфные и антропоморфные мотивы, в сочетании с геометрическими. Японские мастера внимательнее относились к природным формам, подчеркивая их, а не скрывая за витиеватым сплошным узором, как в это делали Китае.

В XII веке власть в стране перешла от придворной аристократии к военному правительству во главе сёгуном Минамото Ёритомо. Изысканность и утонченность эпохи Хэйан сменилась грубоватой мужественностью эпохи Камакура. С этого времени лак стал изготавливаться не только для аристократии, богатых монастырей и храмов, но и для самураев, набирающих вес в обществе, и богатых горожан. В большом количестве изготовляли повседневные лаковые изделия, такие как подносы, чаши, музыкальные инструменты, коробки для косметики, обувь и многое другое. Украшались они черным или цветным лаком и маки-э.

Лак «кожа груши» широко использовался для украшения доспехов самураев, ножен мечей, сёдел и стремян. Особо ценные изделия для сёгуна и аристократов покрывали рельефным золотым лаком, инкрустируя его перламутром (техника «радэн»), раковинами и цветными металлами (см. Приложение - Рисунок 25, 26). Многие мастера лака работали при дворе сёгуна или даймё (феодала), создавая только для него уникальные произведения искусства.

Японский лак высоко ценился за пределами страны и вывозился в Китай, Корею и другие страны Азии. С середины XVI в. лак стал экспортироваться в европейские страны, в основном это был лак стиля «Намбан» (см. Приложение - Рисунок 3,4). Узор создавался перламутром на черном фоне лака. Декором служили национальные японские мотивы, дворцовые сцены, мотивы цветов и птиц. Наибольшей популярностью пользовались цветочные узоры, с тонкими, длинными стеблями, оканчивающимися открытыми венчиками цветов с пятью лепестками (возможно китайские колокольчики). Также художники, работавшие в этом стиле, подражали западной живописи и использовали западные сюжеты для украшения экспортируемых изделий. В Европе лак назвали «япан», причем так называли любую роспись золотом на черном фоне на любом материале. В высшем обществе изготовление коробочек, тарелок, пуговец в таком стиле было развлечением для знатных дам, и называлось «япанинг» Николаева Н.С. Япония-Европа: Диалог в искусстве, середина XVI-нач. XX в. / Н. С. Николаевна М.: Изобр. искусство , 1996. Увлечение искусством Японии и Китая спровоцировало появление множества подделок, которые наряду с подлинниками широко использовались для декора мебели стиля «рококо». В начале XVIII века вывоз японского лака сократился, так как Китай активно имитировал японский стиль и постепенно вытеснил оригинальный японский лак Oliver Impey, Christiaan Jцrg / Japanese export lacquer: 1580-1850 / Amsterdam: Hotei, 2005 .

В начале XVII века междоусобные войны закончились утверждением власти сёгуната Токугава, столица была перенесена в город Эдо (современный Токио). Это способствовало развитию торговли и ремёсел, все большее влияние приобрело сословие торговцев. Стремление богатого горожанина XVII-XVIII вв. к роскоши с наибольшей полнотой воплотилось в лаковых изделиях. В столице строятся дворцы и богатые усадьбы богатых купцов и дайме, которые украшаются резьбой и лаковой росписью. Значительное место в производстве лаковых изделий занимало изготовление инро -- коробочек с несколькими ярусами маленьких ящичков для печатей, медикаментов, ароматических веществ (см. Приложение - Рисунок 16, 17). Инро были атрибутом мужского национального костюма, который был лишён карманов. Поэтому была разработана сложная система подвески небольших изделий к поясу: через них продевался шнурок и привязывалась бусина «одзимэ», затем шнурок пропускали под поясом и закрепляли с помощью «нэцкэ» (похож на брелок) Афонькин С.Ю. Нэцкэ / сост. С.Ю. Афонькин / М.: «Оникс», 2007. В инро искусно комбинировались различные виды лаковой росписи, инкрустированные перламутром, слоновой костью, полудрагоценными камнями, яичной скорлупой, металлами и другими материалами. В подражание аристократам горожане соревновались в великолепии отделки инро и изысканности выбранного декоративного мотива.

В начале периода Эдо (1603--1868) произошло возрождение интереса к культуре эпохи Хэйан среди аристократии и наиболее культурных слоев японского общества, но наиболее интересным периодом развития японского декоративно-прикладного искусства является период Гонроку в конце XVII -начале XVIII вв. В этот период произошел необычайный подъем культуры, соединявший в себе всё, что было самого лучшего в мире изобразительного искусства. Отличительной особенностью был расцвет творчества индивидуальных художников в рамках традиционных школ. Появилось большое количество новых школ живописи, в частности, возник новый стиль, который позже был назван Римпа В данном исследовании используется название Римпа в соответствии с особенностями японского произношения, хотя в некоторых источниках используется термин Ринпа в соответствии с написанием этого понятия по-японски. Оба варианта написания являются правильными..

Во второй половине XIX в. понижается художественная ценность лаковых изделий, формы становятся вычурными, украшения чересчур сложными и изощренными. Это вызвано массовым спросом на изделия после японской выставки в Париже в 1867 году. С одной стороны, возрос экспорт в страны Европы и США, с другой стороны в самой Японии лаковые изделия стали менее востребованными. Искусство Японии оказало большое влияние на развитие европейской живописи конца XIX века.

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ ШКОЛЫ РИМПА

Делись добром ;)