logo
Биография П.П. Трубецкого

2. Биография

Павел (Паоло) Петрович Трубецкой родился 15 ноября 1866 года в селении Интра, Лаго-Маджоре, Италия. Отец его, князь П. И. Трубецкой, состоял при русском царском дворе. В 1863 году он приехал в Италию в качестве дипломата русского посольства во Флоренции, не зная ещё, что останется здесь до конца жизни. Женой князя стала американка Ада Винанс, приехавшая во Флоренцию учиться пению. Она живо интересовалась музыкой, живописью, скульптурой, литературой. Благодаря ей в доме Трубецких царила художественная атмосфера. С восьми лет Павел начинает увлекаться скульптурой и под влиянием брата Пьетро, художника-декоратора, исполняет первые скульптуры для театра марионеток и через два года берет уроки у живописца Д. Ранцони. Серьезные занятия скульптурой начались в Милане в 1884 году в студии Баркальи, затем у Э. Базарро. Правда, систематического художественного образования П. П. Трубецкой так и не получил, но редкая одаренность и воля способствовали его успехам.

В 1886 году молодой скульптор впервые представил свою работу - статую коня - на выставке в городе Брера, а затем его произведения появляются на выставках во Франции и Америке. Он лепит портреты, занимается анималистической пластикой, пробует силы в монументальной скульптуре. В 1891 году принимает участие в конкурсах на памятники Гарибальди и Данте.

В 1897 году Трубецкой приезжает в Россию, на родину отца. В то время он был уже известен как автор нескольких скульптурных портретов, статуэток животных, памятника сенатору Луиджи Кадорна. в Палланце и как участник выставок в Италии, Франции и США. В 1898 - 1906 он преподает скульптуру в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Молодые ваятели - такие как Матвеев А Т., Андреев Н.А. - получили у него уроки мастерства, другие, как, например, Домогацкий В. Н., испытали его влияние.

Для России Трубецкой не был заезжим гастролером-иностранцем. Еще в доме отца, где постоянно бывали его соотечественники, он немало узнал о русской культуре, ее традициях. Приехав в Россию, Трубецкой с присущей ему поразительно тонкой и чуткой восприимчивостью быстро освоился с жизнью страны, верно уловил некоторые важнейшие особенности национального характера русских людей, многие грани их духовного мира, помыслов, интересов.

Захваченный новыми впечатлениями, скульптор напряженно работает и вскоре создает скульптуру "Московский извозчик" - первое произведение, исполненное в России. Появившиеся на выставках работа вызвала резкую критику консервативных кругов петербургской Академии, усмотревших в его новаторском методе ломание правил "классических" канонов, и привлекли внимание передовых представителей русской общественности, художественной интеллигенции. Скульптор знакомится и сближается с И. Е. Репиным И.И. Левитаном, В. А. Серовым, Ф. И. Шаляпиным. Большая дружба связывала Трубецкого с Л. Н. Толстым. Высокий, крупный, человек незаурядной физической силы, нежно любящий животных, вызывал живейшую симпатию писателя. По свидетельству секретаря Л. Н. Толстого - В. А. Булгакова, "скульптор Паоло Трубецкой... принадлежал к любимцам Льва Николаевича... Он любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям, влюбленность к животным, вегетарианство". Лев Николаевич с удовольствием позировал ему и беседовал с ним в мастерской скульптора и у себя в Ясной Поляне.

В 1899 г. Трубецкой переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в выставках художественного объединения "Мир искусства". После этого Трубецкой создает пять портретов Льва Толстого - одного из величайших своих современников. При этом нужно заметить, что он не являлся поклонником философии писателя. Но его не могли не увлечь бунтарская сила духа, темперамент, творческая энергия Толстого. Затем последовала серия портретных статуэток, отличающихся одухотворенностью и неповторимой индивидуальностью характеристик: артистически изысканный и внутренне взволнованный И. И. Левитан, вдохновенный Ф. И. Шаляпин, жизнерадостный, добродушный С. С. Боткин, эффектная, в бальном платье, М. К. Тенищева, аристократичная Голицына, "Мать с ребенком" и "Мать с сыном", обаятельная натурщица Дуня - все эти работы отличаются оригинальностью композиционных решений и художественных приемов.

Особым лиризмом овеяны детские образы: "Дети. Николай и Владимир Трубецкие", "Девочка с собакой (Друзья)". Своеобразный психологизм - в анималистических произведениях скульптора. Проникновенностью отличаются такие работы скульптора, как "Собака", "Лошадь с жеребенком", "Сибирская лайка", "Лошадь под седлом".

Вскоре он был приглашён участвовать в 1900 году в конкурсе проектов памятника Александру III на Знаменской площади и неожиданно для всех победил. Трубецкой за неделю вылепил глиняную модель конного монумента в реальном масштабе (высотой вместе с пьедесталом около девяти метров). Для этой статуи мастеру позировал фельдъегерь Павел Пустов, грузным телосложением напоминавший царя.

Еще до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное касательство со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить монумент в Иркутск, "послать его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз", а в столице воздвигнуть иной монумент, но Трубецкой обращал негусто внимания на замечания комиссии по сооружению памятника. С. Ю. Витте в "Воспоминаниях" сетует на "неуживчивый характер" скульптора. Трубецкой, бесспорно, не учитывал и мнения великого князя Владимира Александровича, усмотревшего в "модели Трубецкого карикатуру на его брата". Однако вдовствующая императрица, удовлетворенная прямо выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.

Памятник Александру III был установлен на Знаменской площади и открыт, уже в отсутствие автора, 23 мая 1909 . С 1906 года Трубецкой жил в основном за рубежом.

С 1906 по 1914 год, находясь в Париже, он создает скульптурные портреты О. Родена, А. Франса, Д. Пуччини, С. А. Муромцева, в Лондоне исполняет портрет Б. Шоу. Но Трубецкой продолжал участвовать в конкурсах и художественных выставках, проводимых в России. В 1912 году в Америке (Чикаго), далее в Италии (Рим) устраиваются персональные выставки П. П. Трубецкого.

В 1910 Трубецкой П.П. был избран почётным членом Товарищества передвижных художественных выставок; помимо этого, он был членом Миланской академии художеств и постоянным участником парижского Осеннего Салона.

В 1914 году Трубецкой уезжает в Америку, где сооружает монументы Данте (Сан-Франциско) и генералу Отису (Лос-Анджелес). В 1921 году возвращается в Париж, а последние годы жизни проводит в Италии. Для театра Ла Скала в Милане он изваял мраморную статую знаменитого Карузо, Создал монумент павшим воинам в городе Брера, скульптурный портрет Габриеля ДАннунцио, автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, портрет одного из известнейших итальянских художников Д. Сегантини.

С выставками своих произведений скульптор выезжал в Египет (1934) и Испанию (1935).

Умер П. П. Трубецкой в Италии 12 февраля 1938 года.