Особенности построения внутрикадрового пространства в сюжетной фотографии

дипломная работа

1.2 Специфика построения внутрикадрового пространства сюжетной фотографии

Смысл фотографирования состоит не в том, что бы собирать все предлагаемые реальностью факты, так как факты сами по себе не представляют большого интереса, важно уметь выбирать факты, выхватить из их бессмысленного нагромождения настоящий факт, в котором сконцентрируются глубокие отношения к реальности. Это и будет сюжет.

В фотографии какой-нибудь незначительный пустяк может стать сюжетом, маленькая субъективная деталь оказаться его ведущим лейтмотивом. Выискивая нужный сюжет, спровоцированный органическим ритмом формы, фотограф видит и показывает нечто вроде свидетельства о мире, который его окружает.

Уникальность сюжетной фотографии не только в том, что она может нам многое рассказать, но так же она может включать в себя людей или не включать, сниматься на природе или в студии, быть постановочной либо же нет. В этом ее уникальность и сложность одновременно, не каждый может поймать кульминационный момент или выстроить картинку так, чтобы она хорошо смотрелась. В этом и заключается самая «соль» искусства фотографии в целом - создать «то самое» важное, посредством даже не всегда правильной композиции, или правильного рисунка светотени, а той искренностью, которой ты веришь, когда рассматриваешь ту или иную фотокарточку. И скорее даже сам погружаешься в этот кадр и растворяешься в нем.

Чтобы сюжет возник и был прочитан зрителем, объекты съемки должны находиться в определенных отношениях между собой. Иначе говоря, кадру необходима композиция. Ведь композиция и есть не что иное, как сумма, совокупность связей между объектами.

Изобразительные искусства знают два вида таких взаимосвязей. К одному виду относятся те связи, которые следовало бы назвать «действенными» - они чаще всего выражаются через движение, жест, то есть через действие. Скажем, один персонаж устремлен к другому, протягивает ему руку, смотрит на него и т. д. Другой вид - это связи изобразительные, пластические. Они ощущаются в перекличке линий, тональных и красочных пятен. Первый тип связей фотограф подстерегает в реальном мире или инсценирует; он может подстеречь и связи второго типа, но также способен создать их, оперируя точкой съемки, освещением или трансформируя тона объектов при печати. В композиции используются оба вида связей.

Действенные связи фотограф запечатлевает, фиксирует, «выхватывая» их из реального мира; пластические же связи он выстраивает или же существенно трансформирует те, что уже имеются в действительности. Для этого, путем композиционного построения кадра, освещения, использования технических тонкостей, различных фокусных расстояний, точки съемки и других фотографических знаний и опыта (он) может даже самый простой сюжет передать в необычной форме.

Считается, что в фотографии нет правил. Но это не совсем так. Есть такие понятия как композиция и компоновка. Как многие могут считать, законы композиции нужны только на этапе обучения, и мастер их может нарушать, но в этих случаях имеются в виду не законы композиции, а как раз правила компоновки. Композиция включает в себя компоновку, но не сводится к ней. Правила компоновки играют в композиции подчиненную роль: они используются тогда, когда они помогают решению главной задачи - построению в рамках кадра гармоничного, несущего некий смысл, сообщение, послание, целого из представленных формами, линиями и тонами элементов - и отбрасываются в обратном случае.

Существуют ли законы композиции? Можно сказать, что и да и нет, так, например, важнейшим элементом композиции является равновесие, и существует целый ряд правил, помогающий выстроить равновесное изображение (эти правила учитывают относительные размеры элементов, соотношение их тонов, удаленность от центра кадра и т.д.); однако закона, требующего наличия в кадре равновесия, нет и не может быть. Равновесные и неравновесные композиции по-разному воспринимаются зрителем и, соответственно, используются в разных случаях - как правило, первые помогают подчеркнуть статичность, вторые - динамичность сюжета.

То же относится и к другим аспектам композиции, - таким, как соотносимость элементов по форме, размеру, тону, положению в пространстве кадра, и к возможным способам построения из этих элементов структурированного целого - они гибки и дают фотографу большую свободу действий; а вот собственно композиционное построение (и, соответственно, восприятие) нашей фотографии существует в любом случае, - независимо от того, руководствуемся ли мы композиционными принципами при съемке, и признаем ли мы роль композиции при восприятии фотографии.

Александр Лапин, советский и российский фотограф, исследователь фотографии, педагог, писал: "А возможна ли антикомпозиция, т.е. нарушение всех общепринятых правил? Конечно, но если это приводит к новому смыслу - то это тоже композиция! Другого языка у художественной фотографии просто нет". [ 8]

Самое известное правило композиции - это правило золотого сечения, или "правилом одной трети", суть которого сводится к тому, что зрительные и смысловые доминанты кадра должны располагаться на линиях, делящих кадр приблизительно в соотношении 1/3:2/3, или, чуть точнее, 3/8:5/8), и еще к нескольким правилам компоновки кадра. Но это не совсем правило, т.к. легко нарушить - потому что оно является правилом компоновки, а не законом композиции.

Вообще, можно сказать, что компоновка снимка - это то, что определяет поверхностную эстетику фотографии, а композиция - это то, что доносит до нас содержащееся в фотографии.

Можно назвать два, наверное, самых важных свойства композиции:

- композиция определяет значение элементов изображения (форм, линий, контрформ, то есть пространств между формами, и т.д.), и связей между ними;

- композиция является внутренним свойством изображения, и, соответственно, композиционное восприятие изображения не требует привлечения внешних литературных, исторических, и т.п. ассоциаций.

Правила компоновки играют в композиции подчиненную роль: они используются тогда, когда они помогают решению главной задачи - построению в рамках кадра гармоничного, несущего некий смысл, сообщение, послание, целого из представленных формами, линиями и тонами элементов - и отбрасываются в обратном случае.

Для сюжетной фотографии важно за счет элементов композиции подчеркивать идею которую хочет донести автор, например равновесные и неравновесные композиции по-разному воспринимаются зрителем и, соответственно, используются в разных случаях, но как правило, первые помогают подчеркнуть статичность, вторые - динамичность сюжета. То же относится и к другим аспектам композиции, - таким, как соотносимость элементов по форме, размеру, тону, положению в пространстве кадра, и к возможным способам построения из этих элементов структурированного (т.е. включающего в себя как элементы, так и связи между ними) целого - они гибки и дают фотографу большую свободу действий; а вот собственно композиционное построение (и, соответственно, восприятие) нашей фотографии существует в любом случае, - независимо от того, руководствуемся ли мы композиционными принципами при съемке, и признаем ли мы роль композиции при восприятии фотографии.

Распространено мнение о том, что "композиционный разбор фотографии - это ее бездушное препарирование". Да, настоящим знатокам фотографии, видимо, должно быть присуще умение видеть невидимую другим красоту фотографии не прибегая к костылям композиционных разборов. Но разборы часть нужны учебных целей. Для того чтобы однажды понять самому и потом - иметь возможность рассказать другим. И для этого - для передачи искусства понимания от учителя ученику - они незаменимы.

Делись добром ;)