logo
Болонский университет на заре своего развития (XI век)

Введение

Актуальность исследования объясняется проблемой возникновения университетов в Западной Европе. Лев Николаевич Толстой в своих педагогических статьях сказал: «Не то дорого знать, что земля круглая, а дорого знать, как дошли до этого». То, как формируются и зарождаются университеты следует изучать, ведь университет по своей основной сути выполнял со времён Средневековья и выполняет некоторые свои основные предназначения. Это прежде всего выработка, сохранение и передача знаний, идей, культурных традиций, подготовка интеллектуальной элиты общества, создание на этой основе научных школ, что и обеспечивает движение прогресса. Развитие науки - главнейшие приоритеты университетов. Роль университетов в инновационном развитии и экономике неоценима. Социокультурную миссию университетов также невозможно переоценить, они формируют нового индивидуума, общество в целом, другую цивилизацию. Само исследование позволит определить стереотипы эпохи, ее ценности и особенности.

Объектом исследования возникновение университетов в Западной Европе.

Предмет исследования - Болонского университет: возникновение и начальный этап его развития.

Цель данной работы представлена рассмотрением исторического фона Италии в конце раннего - начала развитого Средневековья, а также определением факторов и системы образования в первом университете Западной Европы. Проблемой исследования являются факторы, повлиявшие не только на возникновение университета, но и его устройство, ведь оно подобно производственным мастерским. Исходя из этого можно определить задачи исследования:

o описать историческую ситуацию на Севере Италии XI века;

o рассмотреть исторические, социологические, политико-правовые предпосылки в Италии на рубеже X - XI веков, которые привели к возникновению первого университета Европы;

o рассмотреть устройство образования Болонского университета.

В Средние века университет представлял собой далеко не то значение, которое оно имеет в современности. В современном понимании «университет» - это «высшее учебно-научное заведение с различными гуманитарными и естественно-математическими отделениями (факультетами)» [5; 1389].

Средневековые же юристы, используя терминологию римского права, называли любой организованный союз людей университетом. Интересно то, что и город мог называться университетом граждан. Ведь латинское слово «universitas» означает совокупность.

Первые университеты в Европе зародились в Италии. Вначале появилась Медицинская школа в Солерно (946 г.- середина ХІ в.). Затем на рубеже ХІ-ХІІ вв. в северной части Италии основан Болонский университет (1088).

Точная дата основания Болонского университета неизвестна, но официально принято считать, что это 1088 год, когда Ирнерий начал читать свои лекции о кодексе Юстиниана.

В средние века Болонский университет называли Mater Studiorum, что в переводе с латыни означает «мать учения, наук». И действительно, это древнейшее в Европе высшее учебное заведение стало, по существу, родительницей европейского высшего образования.

В ХІ веке канцлер одного из университетских центров Парижа Жак Жерсон определяет университетские и интеллектуальные, научные добродетели университета. Университет - источник знаний, повелитель наук, наставник истины. Жерсон многократно подчёркивает превосходство врача, обучающегося в университете, над шарлатанами, восхваляет специалистов-врачей, противопоставляя их «колдунам, магам, чародеям и прочим сумасшедшим», поощряя «мэтров медицины, посвящающих своё время изучению книг тех, кто открыл и объяснил медицину». Истина, преподаваемая университетом, это тот «прекрасный свет, освящающий святую церковь и христианский мир». Утверждается профессия университетского преподавателя. Интеллектуальная роль университета возрастает.

Незаменимым источником по истории образования в Болонском университете является работа основателя школы глоссаторов Ирнерия “Summa Codicis” - первое систематическое изложение римского права. Ирнерий был одним из первых ученых, написавших "глоссы" на римское право, сами названия которых дали имя Школе глоссаторов. Подобный метод интерпретации вошел в науку как глоссирование текста, то есть написание на полях текста нового текста-толкования. Именно по этой методике и работала созданная Ирнерием школа глоссаторов. Ирнерий в скором времени был забыт и его имя было возрождено немецкими историками только в конце 19-го века.

Его имя также рассматривается в рукописях, как Гварнери, Hirnerius, Hyrnerius, Iernerius, Gernerius, Garnerius, Warnerius, Wernerius, Yrnerius. Он называл себя Wernerius, когда он подписал документы. Преемники Ирнерия признали его вклад в изучение и развитие права и удостоили его эпитетом Lucerna juris (лампа или фонарь закона), или Lumen Legum (свет закона). Первоначально глоссы представляли собой скудные подстрочные разъяснения текста. Но так как глоссы были зачастую слишком обширными, и их было невозможно вставить между строк текста, он начал писать их на полях страницы. Источниками являются все созданные им работы: "Authentica", "Formularium tabellionum Quaestiones", “Summa Codicis”, “Quaestiones de juris subtilitatibus”.

Важным источником по данной тематике является труд знаменитого философа Пьера Абеляра «История моих бедствий», не только потому что сам автор современник рассматриваемого времени, но и потому что он высказывает отношение к учебным занятиям, что несомненно важно для определения системы образования в университете западной Европы.

Среди работ, исследовавших исторический и ментальный облик Западного Средневековья, наиболее задействован труд Жака ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада». Автор в девятой главе исторически исследовал ментальность, мир эмоций и формы поведения в X - XIII веках, что дает основания для определения причин возникновения первого европейского университета.

Валерио Линтнер в работе «Италия. История страны» рассматривает историю Италии с древнейших времен до современности. Завоевание Италии другими народами позволит определить формирование образовательной культуры в период Средневековья под влияниями этих завоеваний (например, византийское завоевание).

Работа известного отечественного историка и культуролога А. К. Дживелегова (1875--1952) посвящена истории развития европейских городов, их жизнь и устройство, что немаловажно для развития и появления университетов, так как первые университеты появились именно в городах, что не меняется и в современности.

Суворов Н. С. в своей работе «Средневековые университеты» исследует развитие университетов в Средние века: что собой представляли средневековые университеты; как и при каких исторических условиях они возникли; на каких основах утверждалась и в каких формах проявлялась их жизнь и деятельность; в каком отношении они находились к церкви. Автор посвятил работу устройству университетов, их структуре учебных занятий и принципы преподавания, а также ученые степени и правила их получения. Суворов описывает дотации, которые получали университеты от государства, церкви или частных лиц, а также привилегии, которые они имели. Этот труд интересен тем, что в нем описывается процесс возникновения Болонского университета (который и является предметом исследования), его устройство и преподавание в нем.

В учебном пособии «Документы по истории университетов Европы ХII-ХV вв.» есть ряд документов, которые посвящены болонским школам, например, грамота Фридриха Барбароссы ученикам и учителям болонских школ, что говорит о развитом образовании в Болонье.

Работа Гуревича А. Я. и Харитоновича Д. Э. «История средних веков» позволяет представить облик итальянского города, без которого не было бы университета, а также причины его возникновения.

Интересной работой по истории Средневековой Европы в интересуемый период является университетский учебник британского профессора, историка Гельмута Кёнигсбергера «Средневековая Европа, 400-1500 годы», который анализирует события, происходившие в странах как Западной, так и Восточной Европы, тесно увязывая их с теми процессами в социальной и культурной жизни, которые развивались в Византии, исламском мире и Центральной Азии.