logo
Братья Коэн

1. Творческая биография

Братья Коэн родились в северном штате Миннесота. Джоэл в Миннеаполисе, 29 ноября 1954 года, а Итан в Сент-Луис Парке -- 21 сентября, 1957-го. Именно в этом небольшом городе и прошло их детство. Родители Коэнов были профессорами, отец преподавал экономическую теорию в Университете штата, мама была специалистом по истории искусств и работала в Университете Сент-Клауд. С малых лет страстью Джоэла и Итана было кино. Братья сразу восприняли голливудскую мифологию как свою собственную. На заработанные Джоэлом на стрижке соседских газонов деньги, была куплена любительская камера, и самым частым развлечением маленьких Коэнов надолго стала съемка ремейков мировой киноклассики. В начале 80-х братья, объединившись в творческий тандем, начинают совместно работать над созданием киносценариев. Контрастные внешне, они всегда были чрезвычайно близки друг другу внутренне. В 1984 году братья Коэны вместе снимают свой первый фильм «Просто кровь». Название взято из повести любимого писателя братьев Дэшиела Хэммета «Красная жатва». Мрачная криминальная комедия, снятая в стиле нуар-фильмов 40-х годов со своеобразным юмором и непредсказуемым сюжетом, запомнилась многим и получила Гран-при на фестивале независимого кино в Сандэнсе. Джоэл Коэн был заявлен как режиссер картины, а Этан как продюсер.

Это разделение, сохранившиеся во всех ранних работах тандема, довольно формально. В любом случае под авторством сценария подписались всегда оба брата. Следующие ленты братьев «Воспитание Аризоны» (1987) и «Перекресток Миллера» (1990) закрепили черты узнаваемого стиля братьев Коэнов: черный юмор, криминальная составляющая сюжетной линии, поразительная проработка деталей сценария и хлесткие диалоги героев. Картина «Перекресток Миллера» получила приз за режиссуру на фестивале в Сан-Себастьяне. Вскоре братья Коэны окончательно перешли из категории даровитых и подающих надежды режиссеров в ранг признанных мастеров. Произошло это после триумфа в Каннах в 1991 году, куда они привезли свой четвертый фильм «Бартон Финк». Впервые за всю историю фестиваля одна картина получила сразу три главные награды -- гран-при, награду за режиссуру и за лучшую мужскую роль. Первым же серьезным голливудским успехом для «двухголового режиссера» стал фильм «Фарго» (1995). Картина получила два «Оскара», за сценарий и лучшую женскую роль. Этот фильм отчасти пародировал модное течение в современном кино, начатое лентами Квентина Тарантино, а также подшучивал над любовью американцев к невыдуманным сюжетам: картинепредшествует титр, сообщающий, что она основана на реальных событиях.

На самом деле, как призналисьнедавно авторы, сюжет фильма полностью выдуман, что неудивительно постоянные темы и рреалистический юмор Коэнов лишь замаскированы здесь под внешне «реалистической» манерой повествования. В мировом кино трудно найти более тонкую пародию на реализм как на творческий метод. Картина имела успех в прокате и получила номинации на «Оскар» за режиссуру и лучший фильм, выиграв в номинациях за лучший оригинальный сценарий и главную женскую роль. Розыгрыш с «Фарго» не был единственной шуткой Коэнов над зрителями: они выдумали также Родерика Джейнса, ворчливого англичанина, пишущего предисловия к их опубликованным сценариям.

Шутка раскрылась, когда тележурналисты попытались найти Джейнса, чтобы взять у него интервью. На самом деле это имя в титрах -- общий псевдоним самих Коэнов. Барри Сонненфелд, оператор фильма «Просто, как кровь», сказал об их тесном творческом партнерстве: «В конечном итоге, единственный человек, которому стремится угодить Джоэл -- это Этан, и наоборот». Территория братьев Коэнов -- удивительное место, в котором независимое кино подчас встречается с широкой аудиторией и коммерческим успехом. Хотя надо сказать, что были у братьев Коэнов и не слишком удачные проекты, например, провалившийся в прокате «Подручный Хадсакера» (1994). Были «Невыносимая жестокость» (2003) и «Игры джентльменов» (2004), после которых критики стали активно поговаривать, что братьев Коэнов какими мы их знали, уже нет. Братья взяли там-аут на пару лет, а потом вернулись под громкие аплодисменты с фильмом «Старикам тут не место» (2007) -- жестким и пронзительным триллером в фирменной коэновской манере. Картина получила множество призов, в том числе 4 «Оскара». Кинематографическую карьеру братьев Коэн продолжила криминальная комедия «Сжечь» (2007).

В ней режиссёры создают ещё один мир с «частными проявлениями идиотии в общемировом контексте». При этом, по их утверждению, они не закладывают никаких политических смыслов в свой фильм. «Если кто-то вычитывает их в наших картинах, то мы не против этого. Но и не за». Как происходило и ранее, режиссёры меняют от фильма к фильму их атмосферу, стили, жанры. Картина 2009 года «Серьёзный человек» -- драма с элементами чёрного юмора. Братья Коэн признают высокую степень биографичности сюжета: «История не повторяет наше детство в точности. Мы старались создатьатмосферу, которая окружала нас в нашей небольшой коммуне. Мы учились в еврейской школе, учили иврит,у нас была бармицва, наш отец был профессором в университете Среднего Запада, нас окружали такиепримерно соседи -- все это во многом автобиография. Но если говорить об истории, то она от начала и до конца выдумана».

Часть критиков обвинила фильм в отсутствии корректности освещения межнациональных отношений, этнической карикатурности персонажей, нарисованной со свойственной братьям Коэн прямотой, «доходящей до садизма». 22 декабря 2010 года состоялась премьера вестерна «Железная хватка», которая стала самым кассовым фильмом братьев Коэн и одним из самых кассовых вестернов в истории кинематографа. Фильм претендовал на премию Американской киноакадемии «Оскар» в 10 номинациях, но не выиграл ни в одной изних, уступив основные награды картинам «Король говорит!» и «Боец». В 2013 году братья Коэн поставили свою вторую музыкальную ленту в карьере -- «Внутри Льюина Дэвиса», основанную на событиях из жизни американского фолк-музыканта 1960-х годов Дэйва Ван Ронка, блюзового гитариста, создателя фолк-сцены нью-йоркского района Гринвич-Виллидж. Все песни в фильме были записаны живьём с использованием единственного инструмента. Амплуа братьев Коэнов - жесткие коммерческие триллеры с элементами нуара и черной комедии, хотя критики отмечают, что от фильма к фильму стиль повествования, атмосфера и режиссерские приемы меняются, а мастерство кинематографистов растет. Каждый новый фильм братьев Итана и Джоэла Коэнов зрители и критики ожидают с особым интересом, визуальный стиль, язык, умение работать с актерами стали визитной карточкой этих сценаристов и режиссеров. В их стиле так закрутить сюжет, что и нуар превратится в эксцентричную комедию.

Приятной изюминкой их фильмов является характерная для Коэнов «сумасшедшинка», внесенная в каждого из героев картины. Благодаря ей персонажи картин выглядят не воплощением перфекционизма в своем амплуа (идеальный злодей, идеальный протогонист и т.д.), но реальными людьми со своими понятными зрителю пороками и слабостями, качественно раскрытых в необязательных на первый взгляд сценах.

Среди всех фильмов братьев Коэнов трудно выделить лучший. Все их работы отличают неподражаемый постмодернистский стиль и юмор.