logo
Позиционирование культуры телесности в европейском fashion-пространстве (на примере эволюции корсета)

2.1 Мода как способ установления параметров тела и его презентация

Мода всегда играла одну из центральных ролей в культурных и социальных процессах. В свою очередь одежда является символическим транслятором моды, поэтому о переменах в общественной жизни мы узнаем именно через нее. Одежда как универсальное культурное явление состоит из набора телесных символов, которые участвуют в визуальном процессе коммуникации на социальном и психологическом уровнях. Телесность является неотъемлемым свойством одежды, поэтому ее изучение невозможно в отрыве от тела.

Фокус работы направлен на изучение модификации тела в культуре, повседневных практиках и одежде. В работе прослеживается становление института моды и рассматривается связь между одеждой и телом, а именно то, как тело проявляет себя через одежду.

Одежда и тело - два основных компонента исследования - лучше всего отражены в моде эпохи Директории и ампира. В этот уникальный в истории моды период костюм должен был обрисовать тело, а не замаскировывать или деформировать его. Одежда была визуальным аналогом наготы.

Единственным украшением признавалось само тело. Поэтому целью

женской одежды была демонстрация тела, которое просвечивало сквозь

легкую, прозрачную ткань. Хотя платье и прикрывало тело, оно прежде всего

подчеркивало то, что «прятало».

Тело, проступающее сквозь одежду, как предмет сквозь оболочку

составляет основополагающий принцип моды Директории - игра видимого и невидимого.

Культура тела это тот компонент современной культуры, который влияет на целый ряд социальных явлений, в том числе на категоризацию себя и Другого. Как отмечают ряд исследователей (В.А. Лабунская, Я.Б. Наровская, Е.В. Белугина, М.В. Буракова и другие) внешность личности, ее экспрессивное Я играют ведущую роль в организации ее взаимоотношений с самой собой и с окружающими на протяжении всей жизни. Экспрессивное Я личности определяется как совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуально-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности миром. И как отмечает В.А. Лабунская внешность - совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению . К анатомическим признакам относятся скелетно-мышечная структура лица и тела; к функциональным - различного рода выразительные движения человеческого лица и тела (мимика, речь); к социальным - элементы оформления внешности в виде одежды, косметики. Функция восприятия ограничивается адекватным различием элементов - признаков внешности.

Внешний вид человека - одежда, прическа, украшения - точно указывают на его место в социальной структуре общества и культурную принадлежность. Тот или иной стиль одежды может быть выражением политического протеста или, наоборот, показателем приверженности традициям. Эволюция моды неотделима от идейной жизни общества .

С другой стороны одежда может создавать определенные формы (корсет, накладки, форма ткани и др.) , но с другой, человек сам «создает» свое тело - средством его модификации - начиная от диеты (похудание - прибавка веса) и заканчивая физическими нагрузками (спорт, фитнесс), кроме того существуют такие практики телесных модификаций как шрамирование, татуировки, пирсинг, бинтование и некоторые другие, в основном этнические, практики телесных модификаций .

Как отмечает Валери Стил , что в XVIII-XIX в.в. женское тело представлялось мягким, аморфным, почти жидким - и лишь корсет, эта жесткая арматура, удерживающая его от растекания. «Корсет», Валери Стил. М.: Новое литературное обозрение, 2010. -- 272 с(с.187-212) Но уже в конце ХХ века, корсет «переместился внутрь тела» благодаря диетам и фитнесу. Как отмечает К. Уоллерстайн современная реклама демонстрирует нам «идеалы женственности которым необходимо следовать». Однако, которые в свою очередь, являются недостижимыми, как например «героиновая» худоба Кейт Мосс, которая являлась иконой моды 1990-х. Женщины воспринимают эти стандарты, как предписания для достижения успеха в современном социуме. «Люди в чёрном», Джон Харви. М.: Новое литературное обозрение, 2010. -- 304 с

Эстетический идеал, как образ должной красоты существует в сознании человека, в тоже время проблема красоты и внешней привлекательности может изменяться в зависимости от контекста и той области науки, сквозь призму которой мы рассматриваем проблему.

Все чаще в различных работах поднимается проблема влияния СМИ на формирования различных установок и стереотипов, и чаще всего объектом этих исследований становится молодежь. Следует также отметить, что в большинстве исследований объектом изучения являются женщины, что обусловлено тем, что индустрия красоты в большинстве случаев рассчитана на женскую аудиторию (спа - салоны, фитнесс центры, косметика, пластические операции). Каждая вторая реклама демонстрирует современные «идеалы красоты», стандарты, к которым следует стремиться. В связи с этим, в современной Европе и Америке можно выделить целое направление социально-психологических и медико-психологических исследований, посвященных проблемам определения рамок понятия «красота» и поведения женщин, в связи с их стремлением достичь этого стандарта. Более того в ряде СМИ красота становится неком товаром, который можно как купить, так и продать. И если совсем недавно для Запада и для России были характерны различные идеалы, то теперь, в ходе глобализации СМИ разделение на Запад и Россию в представлениях о моде и красоте практически стираются. Показы мод и все новые параметры красоты, мода на окраску волос, макияж и цвет глаз (цветные контактные линзы); бум на пластическую хирургию и диеты приводит к тому, что на данном этапе сложно выделить конкретные имена актрис, певиц, моделей или других известных женщин, которые являлись бы идеалом для большинства женщин. Таким образом, современное представление о красоте довольно не стабильно и находится под постоянным изменением.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в представлениях о красивой женщине, с точки зрения ее роста-веса, чаще всего присутствуют характеристики: средний рост, «не худая -не полная», пропорциональная фигура, стройная.

По мнению Георга Зиммеля, модные вещи - это опознавательные знаки, указывающие на принадлежность к элите. Мода - это стремление низов подражать элите. Моды не существовало в первобытном обществе, так как степень социального неравенства между людьми, степень разделения людей на элиту и массу в первобытном обществе была невысокой. В кастовом и сословном обществе мода не менялась столетиями, так как масса по закону не имела права подражать элите. В Средние века в Западной Европе только представители элиты - дворяне и священники - имели право носить модные вещи. Представителям низших сословий это было запрещено по закону. Модными вещами в то время были драгоценности и меха. Купцы имели деньги для приобретения этих вещей, но не имели права их носить и не хотели провоцировать дворян на ограбление себя. Кстати, главным поставщиком мехов в Западную Европу была Россия, которая богатела на торговле этим модным товаром. В Новое Время были отменены правовые запреты на ношение любой одежды, возросла скорость вертикальной мобильности и исчезла потомственная аристократия. При капитализме масса стала стремиться подражать элите и носить модные вещи с целью походить на представителей элиты хотя бы внешне. Поэтому сегодня элита вынуждена постоянно выдумывать новую моду, чтобы выделяться из общей массы. Масса настолько измучила элиту в этом смысле, что элита вынуждена иногда даже повторять моду на некоторые вещи через некоторые промежутки времени. Примеры повторов моды - это толстая подошва - «платформа», кожаный плащ, парик. Примеры модных вещей и деталей внешнего облика из недавнего прошлого: брюки-«клёш», очень узкие брюки («макароны»), тёмные очки, борода, бритая голова «под крутого парня», татуировки, пирсинг, мини-юбка, туфли на «шпильках», автомобиль «Мерседес», мобильный телефон, шорты. Особенно пристально следят за модой представители молодёжной субкультуры и молодые женщины.