logo
"Всадница". Карл Павлович Брюллов

Введение

«Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в настоящую величину, изображающий девушку на лошади и девочку, которая на нее смотрит. Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством... Этот портрет выказывает нам живописца, который высказывается сразу, и что еще важнее - гениального живописца». Такой и другие, не менее лестные, отзывы появлялись в итальянских газетах в 1832 году. Интерес и восхищение любителей искусства вызвала картина «Всадница. Портрет Амацилии и Джованины Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой».

Вообще литература о Карле Павловиче Брюллове и его работах разнообразна и чрезвычайно обширна: статьи, воспоминания современников, переписка, рассуждения об искусстве. Отношение к его творчеству разное. Еще при жизни этого, без сомнения, великого мастера в русской и итальянской прессе появляется ряд статей, преимущественно восторженных. Но тон некоторых статей резко меняется после смерти художника. Объяснить это можно тем, что в 1860-е года, с ростом демократического движения, перед русским искусством встают новые цели и задачи.

Смена точек зрения в критике ярко видна на примере В.В. Стасова. Находясь в Риме в то время, когда умер Брюллов, Стасов, исследует его работы, оставшиеся миру произведения, после смерти их автора. И пишет в 1852 году статью, в весьма высоких, хвалебных тонах. По прошествии всего нескольких лет Стасов развенчивает своего недавнего кумира, уничтожая все его творчество именем другого художника. Эта статья называется «О значении Брюллова и Иванова в русском искусстве». И.С. Тургенев выбирает тот же путь уничтожения Брюллова именем Иванова в статье «Литературные и житейские воспоминания». В самом начале 1860-х споры вокруг имени художника немного стихают, чтобы возобновиться с новой силой в самом конце века, когда готовились и проводились мероприятия в память столетия со дня рождения Брюллова.

Со стороны А.Н. Бенуа значимость творчества Брюллова почти безоговорочно отрицается. А художники Н.Н. Ге и И.Е Репин, напротив, ставят его произведения и вклад в искусство очень высоко. Репин в речи на торжествах 12 декабря 1899 года называет Брюллова «лучшим после Рафаэля рисовальщиком», «величайшим художником за последние 300 лет…» (Леонтьева Г. К. Карл Павлович Брюллов - Л.: Художник РСФСР, 1986).

Несмотря на все распри и споры вокруг имени Карла Павловича, он был и останется одним из величайших художников нашей страны, совершивший необычайный вклад в развитие художественной культуры. Как справедливо пишет Г.И. Пикулева «Карл Павлович Брюллов - один из крупнейших и талантливейших русских художников, при жизни получивший широкую популярность на родине и в Европе. Брюллов отличается широтой творческого кругозора. В равной мере его можно назвать историческим живописцем, жанристом, монументалистом, мастером религиозной живописи, акварелистом и великолепным портретистом. Брюллов владел так же техникой гравирования и лепкой. И во всех областях сказалось неистощимое богатство его творческой фантазии. Огромна роль Брюллова-профессора, воспитавшего целую плеяду известных русских художников» (Пикулева Г. И. Галерея гениев: Брюллов - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.). По мнению Г.К. Леонтьевой, «Подлинно глубокий анализ, систематизацию, объективную оценку творчество Брюллова получает в работах советских искусствоведов. Первый опыт проблемной монографии был осуществлен в 1940 году О.А. Лясковской. Наиболее обстоятельной по сей день остается книга Э.Н. Ацаркиной «Карл Павлович Брюллов», снабженная научным аппаратом и включающая наиболее полный каталог работ художника» (Леонтьева Г. К. /Карл Павлович Брюллов/ Л.: Художник РСФСР, 1986).