logo
Придворный испанский портрет: эволюция жанра (XVI- XVIII вв.)

1.3 Утрехтский мастер Антонио Моро -- основатель школы испанских придворных портретистов

Антонис Мор (ок. 1519, Утрехт, Нидерланды -- между 1576 и 1578, Антверпен, Бельгия) -- нидерландский портретист XVI века, работавший при дворах Испании, Италии, Англии. Serullaz M. Evolucion de la pintura Espaсola desde los origenes hasta hoy. Valencia, 1947. -С. 35

Родился в Утрехте. Учился у живописца Яна ван Скореля (нидерл. Jan van Scorel), нидерландского мастера, известного тем, что он был первым голландским художником, понявшим важность обучения в Италии и попытавшимся познакомить Нидерланды с высоким итальянским Ренессансом. Когда папа Адриан VI Утрехтский, в прошлом -- воспитатель императора Карла V в 1524 году был избран на свой пост, Ян ван Скорель отправился с ним в Рим в качестве придворного художника. Предположительно, Мор ездил вместе с ним.

«В 1547 году Мор был принят в члены гильдии св. Луки в Антверпене, вскоре после этого он привлек внимание кардинала Николаса Перрено де Гранвеллы, епископа Аррасского, фактического наместника Габсбургов в стране и известного мецената. Он стал его постоянным покровителем и представил императору Карлу. Художник легко вписался в атмосферу двора. Стал часто путешествовать по различным дипломатическим и художественным поручениям (в этом он окажется предшественником Рубенса)». Королевский двор в политической культуре средневековой Европы. Теория. Символика. Церемониал» / Под ред. Хачатурян Н.А. М., 2004. -С. 90.

Его посылают в Лиссабон, где он пишет портрет португальской королевы Катарины и ее детей. Позже он возвращается в Мадрид и пишет изображения германских родственников правящей династии.

В преддверии подготовки свадьбы Филиппа II и Марии Тюдор он отправляется в Англию, увозя с собой портрет жениха в латах, написанный Тицианом. В Лондоне он создает свой шедевр -- портрет Марии Кровавой, за который, как предполагают, ему было присуждено рыцарское достоинство.

В английский период Мор создает еще несколько работ, стиль которых так совершенен, что относительно них часто возникает сомнение в атрибуции, не принадлежат ли они более прославленному Гольбейну, также работавшему в Британии в тот период. Правда, считается, что как колорист Мор не так тонок и ясен.

«После смерти Марии художник вместе со вдовым Филиппом возвращается обратно в Испанию, где живет несколько лет. Со временем он возвращается на родину -- возможно, из-за трудностей, возникших у него с испанской инквизицией, возможно, из-за личной ссоры с испанским королем, с которым, что редкость, они были друзьями». Лазарев В.Н. Портрет в европейском искусстве XVII в. М.; Л. 1937. -С. 20-25.

В свой поздний период он создает изображения Вильгельма Оранского, Алессандро Фарнезе, других представителей знати. Малицкая К.М. Испанская живопись XVI-XVII вв. М., 1947.-С. 45-56

От своего учителя ван Скореля Мор взял сухую, реалистичную и при этом пластичную манеру, которая была свойственна мастерам-портретистам Северного Возрождения. Он отражал телесность модели с очевидностью и осязательностью, писал плотно, и тщательно выписывал аксессуары.

Знакомство с итальянским искусством обогатило его творческие приемы, но контакты с итальянским культурным климатом не притупили ни жесткость его кисти, ни реалистическую конкретность.

Его лицам свойственен глубокий психологизм, реалистичность в передаче характера, без каких-либо элементов идеализации.

Он предпочитал холодную палитру без вспыхивающих цветов, создавая в своих полотнах настроение сдержанное и замкнутое.

Испанские искусствоведы называют Мора отправной точкой великой школы портретистов испанского двора. Пути развития придворного портрета определила сдержанная манера этого художника, предложенные им иконографические схемы и приемы, призванные концентрировать интерес на модели, и не рассеивать внимание на антураж.

Он прививает испанскому портрету приемы живописи своей родины -- в изображениях монархов исчезает пространственная среда, остается один темный фон. Акцентируется сильное и живое в модели, на нейтральном фоне выделяется суровая телесность.

Другая особенность -- любование предметами, тщательность воспроизведения мельчайших ювелирных украшений, аксессуаров, которая придает глубокую документальность. Она тоже станет традиционной.

Испанские художники, работавшие при дворе Филиппа II, на творчество которых повлияла манера Мора: Хуан Пантоха де ла Крус, Алонсо Санчес Коэльо. Изестными его работами является: Портрет Марии Кровавой, 1554, портрет Маргариты Пармской, Портрет Филиппа II. (см. приложения)

Вывод: Коснувшись именно этого пункта, стоит отметить одну особенность, которая будет присуща заказчикам испанского королевского портрета. Они были настолько высокого мнения о своей персоне, в частности, о наружности, что абсолютно не считали необходимым приукрашивать свою внешность средствами живописи, как бы не непривлекательна она не была на посторонний взгляд. Желать передать идентичность собственного облика, со всеми свойственными ему характерными чертами, было естественным -- ведь каждая их черточка была священной сама по себе. И безобразие было всего лишь признаком тщательного отображения на полотне всех примет портретируемого монарха, в дополнительной идеализации не нуждавшихся. Можно найти аналогию в испанской религиозной скульптуре, изображавшей страсти Христовы с такими натуралистическими и отталкивающими физиологическими подробностями, что на иностранцев, чья вера была более просветленной, это производило необыкновенно тягостное впечатление. Для испанских же мастеров отказ от изображения каких-нибудь кровавых ран, стигматов, пусть даже и страшных, был бы весьма затруднительным -- ведь они были тоже частью сакрального. Эту тщательность, аккуратность и даже скрупулезность в воспроизведении именно того, что портретируемый мог каждый день видеть в зеркале, Филипп II нашел в работах Антонио Моро, а не Тициана.