Булат Окуджава

реферат

Введение

Авторские песни в подавляющем большинстве создавались «недипломированными специалистами», не имеющими никакого музыкального образования, а потому лишенными возможности фиксировать свои песни на нотном стане. Так, например, известно, что Владимир Высоцкий не умел записывать ноты, а Булат Окуджава -- вообще не знал нот. Поэтому, если к словесному ряду преобладал письменно-компонованный подход, то к музыкальному -- устно-компонованный. Авторская песня -- творчество индивидуальное по содержанию, поскольку во всей полноте раскрывает внутренний мир индивида, его мысли, чаяния, переживания. Но по форме бытования она представляет собой творчество коллективное: авторы и исполнители вносят в песни элементы импровизации, вариативности, которая является основным фактором мелодико-тематического развития авторской песни и может выражаться в специфике голосового тембра (неистовый хрип Высоцкого, разговорный шепот Визбора, глуховатый голос Окуджавы). Не зная музыкальной грамоты, барды зачастую допускали отклонения от правил голосоведения, ограничивались минимальным количеством аккордов. Устно-импровизационное начало в формировании структуры музыкального сопровождения (аккомпанемента) приводило к жанровой мутации песни в процессе ее бытования, побуждая к соавторству в неавторском исполнении. Поэтому представляется правомерным употребление по отношению к бардам встречающихся в научной и популярной литературе понятий «современный городской фольклор», «фольклор современной городской интеллигенции», «именной фольклор», «современные народные песни» и др.

Булат Окуджава -- признанный основоположник авторской песни. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.

Полночный троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затихает,

И боль, что скворчонком стучала в виске,

Стихает,

Стихает.

(«Полночный троллейбус»)

Через текст стихотворения проходит развернутая метафора: троллейбус уподобляется кораблю: синий троллейбус (казалось бы, чисто внешняя деталь). Затем упоминается «крушение»: смысловой акцент приходится на человеческие чувства, на страдания разных и незнакомых людей. И вот уже пассажиры становятся «матросами», троллейбус «плывет», а город сравнивается с рекой. Расширение смысла -- главный прием Окуджавы (развернутое сравнение).

Особый балладный ритм стихотворения создается за счет усеченной строки и повторов.

Окуджава заново открыл Москву. В его песнях это не парадный, а таинственный город, несущий в себе память о простых людях, об их трагических судьбах.

Ах, Арбат, мой Арбат,

Ты -- мое призвание.

Ты -- и радость моя, и моя беда.

(«Песенка об Арбате»)

Опять расширение смысла. Небольшая улочка -- источник размышлений о высших ценностях, истинных идеалах. Идеалах, верность которым не порабощает человека, а наполняет его жизнь духовным содержанием. «Ты -- моя религия».

Военной теме посвящена песня «Ленька Королев».

Потому что на войне, хоть и правда стреляют,

Не для Леньки сырая земля,

Потому что (виноват), но я Москвы не представляю

Без такого, как он, короля.

Соединение разговорности и напевности. В песне нет военных сражений, подвигов. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». «До свидания, мальчики!», «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...».

Поэзия Булата Окуджавы, одного из самобытнейших русских поэтов XX века, основоположника нового поэтико-музыкального жанра - авторской песни, долгое время "не замечалась" литературоведением, несмотря на бурную полемику в прессе и упрочивавшееся с годами всенародное признание. Впрочем, и сам он скептически относился к стремлению филологов анализировать его творчество с целью понять, как из "трех бедностей Б. Окуджавы" (С. Лесневский) - слова, мелодии и голоса - рождается его "богатство" - неповторимое очарование его стихов-песен. Для самого поэта это означало - "разъять музыку на части", лишить творчество тайны

Делись добром ;)