logo
Homo mathematicus. Число как культурологический феномен

ВСТУПЛЕНИЕ

Именно математика в каждом случае открывает подлинную истину, так как она знает каждый скрытый секрет и хранит ключ к любому тончайшему смыслу: поэтому тот, кто имеет бесстыдство изучать физику и в то же время отрицать математику, должен бы знать с самого начала, что он никогда не войдёт во врата мудрости

Томас Брадвардин, «Трактат о пропорциях», 1328

Математика с большой буквы - строгая, логически выверенная и демифологизированная наука. Она охватывает все сферы современной цивилизационной жизни общества. Она стала обыденностью. Абсолютно каждый человек пользуется математикой, но уже в в меньших масштабах. В основе математики лежит арифметика, которая строится на числах. Как говорил Пифагор «Всё сущее есть число». Если следовать его изречению, мы можем наблюдать картину-мир сложенную из паззлов-чисел. История чисел не проста и не окончена. Чтобы стать теми абстрагированными и многофункциональными им пришлось претерпеть огромное количество изменений в руках многих ученых умов различных стран в разные эпохи. Сначала незаметные, затем полезные, позже божественные и только в наше время союзники-помощники. В детстве нас обучают счёту и числам, мы перенимаем опыт у наших близких. Тогда почему мы усваиваем эти операции с числами - такой полезный эволюционный инструмент, но в большинстве своём не развиваем его, как с теми же физическими орудиями труда, что позволило бы нам более эффективно личностно развиваться и выполнять более сложные задачи. Этот вопрос неотделимо связан с психологией. В жизни человека всегда присутствовала ментальность восприятия тех или иных явлений, которые получают индивидуальное выражение. Человек часть общества, какие-то идеи он приобретает, какие-то создает сам. Исторически же сложилось так, что общества стали больше взаимодействовать в различных сферах и шел культурный обмен. Изначально индивидуальные, затем как достояние общества идеи стали кочевать и трансформироваться, охватывая всё больше новых последователей. В настоящий момент в академической Математике противоречия сглаживаются и приводятся к общему знаменателю, но тем ни менее не всегда. «Индивидуальное и исключительное переживание» тех или иных явлений до сих пор сохраняется и тесно вплетено в культуру и научные методы, что на самом деле приводит к положительным результатам. Чтобы понимать какое огромное влияние на Нас имеет число, мы вернемся в прошлое. Узнаем о первых стремлениях человека отобразить число, о том, как он наделял его особыми свойствами, как применял в каждодневной практике. Мы рассмотрим на примере отдельных этносов различные подходы к решению тех или иных задач, которые возникали перед людьми. Число тесно связано с внешним физическим миром, с геометрией, с нашей природой. Мы попытаемся ответить на вопрос: является ли число основой мира или же это наш культурный феномен; мы его открыли, изобрели или же наблюдаем?