logo
Ретроспективный анализ искусства графики и его элементов

1.1 Линейная графика

Основной графический элемент - линия, с помощью которой определяются границы форм от окружающего ее пространства. Некоторые историки и теоретики считают, что линия лежит в основе развития искусств многих стран. Известно, что раннее искусство было линейным, с течением времени формы работы линией усложнялись, видоизменялись. К ней прибавляется тон, цвет, светотень. Само же понимание культуры графической линии, теоретическое осознание и обоснование произошли лишь на рубеже ХIX-XXвв. вместе с признанием графики как особого вида изобразительного искусства. Современное понимание культуры графической линии вышло из многих факторов: художники находили интересные изображения посредством линии в росписях древнегреческой керамики, наиболее сильное влияние на европейских художников XIX-XXв. оказала японская ксилография. Многие художники обладали великолепным чувством линии и оставили нам замечательное наследие. Среди них особенно выделяется творчество Обри Бердслея. "Красоте его линий" отдали дань крупные русские и западные искусствоведы, художник К.А. Сомов. Широко известен графический лист О. Бердслея " Аполлон, преследующий Дафну". Мастерство владения линией показал в "Этюдах обнаженного тела" Ф. Валлотон. Предельная выразительность линии прослеживается у А. Матисса ("Автопортрет", "Портрет девушки"). Напряженность и сила линии видны в контурно-плоскостных рисунках мастера карикатуры О. Гульбранссона. Высочайшей культурой графической линии обладал П. Пикассо. Он избегает резких деформаций в рисунках такого характера, предназначая их преимущественно для области своих идеальных представлений. Примером тому служит рисунок "Молодая девушка". Из русских мастеров графики, прекрасно владеющих линией, можно назвать Н.В. Кузьмина, А.М. Лаптева, В.М. Конашевича, Т.А. Маврину, Б.Д. Григорьева.

Перовые рисунки Н, В, Кузьмина видятся мгновенно брошенными на бумагу, легкими и воздушными. "Художник пользуется приемом рисования, в котором неоконченное возвещено в принцип ради жизненности результата". (Григорьев Б.Д. "Линия"). Среди плеяды графиков 20-30-х годов ХХ века, видное место занимает В, М. Конашевич, создавший свою логическую систему работы линией. Его линия - результат строгого отбора средств выражения долгого размышления в передаче линии. В этом плане хочется обратить внимание на его рисунки тушью, иллюстрации детских книг, исполненные линией.