logo
Ретроспективный анализ искусства графики и его элементов

1.4 Точечная графика

Точечное изображение строится на основе точек разной величины, но одинаковой конфигурации. Это след от точечного прикосновения пером, кистью и другими художественными инструментами к поверхности.

В наиболее чистом виде использование точки можно увидеть в офорте. Это прежде всего пунктирная манера, меццо-тинто и карандашная манера. Пунктирная манера заключается в создании изображения путем сложной системы точек. Точки выбиваются на металле с помощью стальных заостренных стержней и граверного молоточка. Наиболее совершенной пунктирная манера была в Англии в середине XVIII в. Работали так и в России. Меццо-тинто получается путем выглаживания светлых мест на специально озерненной металлической доске. В карандашной манере распространены специальные рулетки и насечки, оставляющие на металле след, похожий на точки, составляющие след от карандаша, проведенного по шероховатой бумаге. В искусстве бывших социалистических стран точка широко используется венграми и поляками. Прекрасные примеры есть в графике Дьюлы Ливиуса (иллюстрации к произведениям венгерской поэзии), использующего точку в основном для передачи объема с определенной фактурой. Более последователен в применении этой техники Герман Каргинов.

В настоящее время точечная техника широко применяется в графике как при комбинации техник, так и в чистом виде.