logo
А.Г. Шнитке: творчество и жизнь. Библиографический указатель за 2000-2009 гг.

Глава 2. А.Г. Шнитке: творчество и жизнь: библиографический указатель за 2000-2009 гг.

Предисловие

А.Г. Шнитке является знаковой фигурой в музыкальном искусстве. Во многом благодаря его творчеству отечественное музыкальное искусство сделало поворот к постмодернистскому пониманию реальности, отражаемому, в частности, в музыке. Однако произведения Шнитке отличает некоторая сложность восприятия, так глубока и оригинальна порой их структура и гармония. Но в то же время, именно эти особенности его музыкальных творений делают его музыку поистине феноменом музыкального искусства и открывают возможности для разнообразных исследований его творчества.

Сейчас интерес к этому композитору все возрастает, появляются новые научно-исследовательские работы. Именно поэтому мы решили составить настоящий указатель, посвященный творчеству и жизни А.Г. Шнитке, ограничив хронологию входящих в него публикаций последним десятилетием, поскольку мы хотели показать, что сделано в области исследования творчества этого во многом загадочного композитора в XXI веке, когда можно говорить, что общественное и научное сознание практически полностью отошло от советского взгляда на действительность и, в частности, на искусство. Кроме того, существующие библиографические пособия по музыке представлены изданиями 1970-1980-х гг., которые, естественно, не отражают современный уровень науки о музыке. Практически та же ситуация наблюдается и среди справочных изданий по музыкальному искусству.

В указателе два раздела. Первый раздел включает в себя произведения научного типа. Внутри раздела библиографические записи разбиты на тематические рубрики; внутри них документы располагаются в хронологическом порядке (по мере выхода в свет указанных произведений), что обусловлено научным характером данного раздела: хронологический порядок позволит читателям видеть развитие научной мысли. Второй раздел содержит литературу научно-популярного характера; библиографические записи в нем приводятся также в хронологическом порядке, чтобы не нарушать единообразие указателя, однако не распределены на тематические рубрики: в этом нет смысла в связи с небольшим объемом литературного массива.

Разделение материала на издания научного и научно-популярного типа проводилось на основании определений, данных в «Справочнике библиографа» Справочник библиографа. - СПб., 2006. - С. 50..

В указатель вошли практические все произведения научного характера, вышедшие за указанный период на русском языке, однако издания научно-популярного типа не представлены в указателе в полном объеме, так как настоящий указатель в большей степени ориентирован на специалистов, и составители сочли возможным не включать максимально полно издания этого типа.

В указателе отражаются как отдельно изданные произведения, так и статьи из периодических и продолжающихся изданий.

Настоящий указатель предназначен для специалистов в области музыкального искусства, а также непрофессионалов - любителей музыки. Но при кажущемся довольно широким читательском адресе круг читателей указателя ограничен по двум причинам. Объективной причиной является тот факт, что литература, содержащая исследования по теории музыки, анализ музыкальных произведений как художественного явления во взаимосвязи с прочими видами искусства, с религией, интересна узкому кругу специалистов (это искусствоведы, музыканты-профессионалы, теоретики музыки, преподаватели высших музыкальных учебных заведений, аспиранты, студенты) и уже в определенной степени подготовленному читателю-неспециалисту, имеющему знания по теории музыки. Субъективной же причиной выступает тот факт, что творчество А.Г. Шнитке остается многими непонятым; в то же время у этого композитора есть и истинные ценители, любители и исследователи (подтверждением этому служит наличие сообществ, сайтов, посвященных творчеству и жизни композитора).

Для составления указателя использовалось издание Музыка: библиогр. информация / РГБ; Науч. муз. библ-ка им. С.И. Танеева Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского. - 1973 - . - М., 2010 - . - 6 раз в год. Были просмотрены все выпуски, начиная с 2001 года и заканчивая 2009. В указатель включены также некоторые издания, найденные на сайтах, посвященных Шнитке, не отраженные, однако, в библиографическом пособии «Музыка: библиогр. информация».

Представленные в указателе документы не были просмотрены нами de visu, поскольку у нас нет оснований не доверять компетентности составителей библиографического пособия «Музыка...».

Библиографические описания, приведенные в указателе, составлены по стандарту ГОСТ 7.1-2003; аннотации преимущественно носят справочный характер, перенесены из пособия «Музыка...», даны не ко всем изданиям, так как в некоторых случаях заглавие публикации и так очень конкретно.

Нумерация библиографических записей в указателе сплошная.

Указатель снабжен справочным аппаратом, представленным оглавлением, именным указателем авторов, а также списком периодических изданий, в которых были опубликованы материалы о творчестве и жизни Шнитке.

Содержание

Раздел 1. Научные исследования творчества А. Шнитке

1.1 . Теория музыки по произведениям композитора

1.2 . Связь различных видов искусств, философии и религии с творчеством А. Шнитке

1.3 . Прочие научные работы о творчестве Шнитке в коллективных сборниках и общие работы по истории творчества композитора

Раздел 2. Научно-популярные издания о жизни и творчестве А. Шнитке

Раздел 1. Научные исследования творчества А. Шнитке.

1.1 Теория музыки по произведениям композитора.

2000

1. Вартанова Е. К вопросу о феномелогии музыкального мышления А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. - Вып. 2. - С. 3-12. - ISBN 5-292-025536-4.

2. Вартанова Е. Об одном свойстве полистилистики А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова: теорет. и истор. Музыкознание и исполнительство. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. - Вып. 1. - С. 8-10. - ISBN 5-292-025536-4.

3. Васильева Н. В. Хоровое творчество А.Г. Шнитке: проблемы фактуры: автореф дис. … канд. искусствоведения / Санкт-Петерб. гос. конс. им. Н. А. Римского-Корсакова. - СПБ., 2000. - 24 с.

4. Ивашкин А. Глубина бархата // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. - Вып. 2. - С. 12-19. - ISBN 5-292-025536-4.

5. Казурова А. А. Шнитке: композиция, драматургия, музыкальный язык // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. - Вып. 2. - С. 129-144. - ISBN 5-292-025536-4.

Анализ особенностей стиля А. Шнитке и восприятие его музыки современниками.

6. Кивалова Л. Тонально-ладовые аллюзии в гармонии А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. - Вып. 2. - С. 38-50. - ISBN 5-292-025536-4.

2001

7. Демченко А. Смысловые ориентиры полистилистики А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». - М., 2001. - Вып. 2. - С. 100-110. - ISBN 5-93532-006-1.

8. Дьячкова Л. Второй концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к проблеме скрытых пластов, скрытых смыслов муз. произведения // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний Шнитке-центра. - М., 2001. - Вып. 2. - С. 82-100. - ISBN 5-93532-006-1.

9. Томина М. Четвертая симфония А. Шнитке: особенности драматургии и стиля // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний Шнитке-центра. - М., 2001. - Вып. 2. - С. 150-165. - ISBN 5-93532-006-1.

10. Эфендиева Р. Шнитке. Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1979): К вопросу интерпретации // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. - Вып. 2. - С. 144-152. - ISBN 5-292-025536-4.

2002

11. Акишина Е. М. Символическая сторона музыки А. Шнитке // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы 1-й Рос. науч.-практ. конф. 4-5 дек. 2002 г., Москва / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского; отв. ред. и сост. В.Н. Иолопова. - М.; Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. - С. 102-114. - ISBN 5-93716011-8.

12. Волохова И. О смысловых ракурсах антисимметрии в кантате А. Г. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство: мужвуз. сб. науч. ст. по материалам регион. науч.-творч. конф. студентов и аспирантов / Сарат. гос. Консерватория. - Саратов, 2002. - С. 31-33. - ISBN 5-94841-005-6.

Особенности «парадоксальной логики» А. Шнитке в сюжетно-композиционной структуре кантаты.

13. Кривошеева И.В. Звуковой образ современности в Первой симфонии А. Шнитке: к проблеме «Человек и мир» на пороге 3-го тысячелетия // Человек в культуре России: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. / Рос. ин-т культурологи; ред. Баранов А.А., Винокуров В.И. - Ульяновск, 2002. - С. 44-46. - ISBN 5-7432-0364-4.

14. Криполова В.А. Три стороны музыкального содержания в Концерте для хора А. Шнитке // Взгляд в XX век: из прошлого: Из прошлого в будущее. Музыка без границ: материалы II регион. науч.-практ. конф.( Кемерово, 25-28 марта 2002 г.) // Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, Кемер. муз. училище; ред.-сост. Щитова Л.Л. - Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2002. - С. 61-65. - ISBN 5-202-00583-0.

Символика стиля, жанра, словесной программы и воплощение ее музыкально-риторической фигуры.

2003

15. Акишина Е.М. Семантические аспекты творчества А. Шнитке: автореф. дис . … . канд. искусствоведения / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - М., 2003. - 38 с.

16. Аникина Е. О специфике эмоционального содержания в музыке А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 162-173. - ISBN 5-85285-5745-9.

Выявление специфики эмоционального плана в музыкальном содержании произведений А. Шнитке. Религиозные эмоции как выражение сакрального начала.

17. Вартанов С. Я. Альфред Шнитке - творец и философ // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С.126-148. - ISBN 5-85285-5745-9.

Опыт интерпретаций Концерта для фортепиано и струнного оркестра А. Шнитке.

18. Диксон Г. Взаимодействие структуральных концепций в Четвертой симфонии Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 196-227. - ISBN 5-85285-5745-9.

Программные идеи и структурные модели Четвертой симфонии А. Шнитке: виды и результаты их взаимодействия.

19. Дзют Т. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа: автореф. дис. …канд. искусствознания/ Моск гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - М., 2003. - 19 с.

20. Кюрегян Т. Cantus perpetuus А. Шнитке - «метафизическая песнь» продолжается? // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 118-126. - ISBN 5-85285-5745-9.

Пьеса А. Шнитке «Cantus perpetuus». История создания и анализ музыкальной формы.

21. Николаева Ю. Стилевые черты контрапункта А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 51-66. - ISBN 5-85285-5745-9.

Контрапунктические формы в произведениях А. Шнитке 1970-1980-ч гг.

22. Паршина М. Первая соната для скрипки и фортепиано А. Шнитке: додекафония и символизм // Музыкант. - 2003.- №10. - С. 22-24.

23. Понамарев С. Седьмая и восьмая симфонии А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 66-88. - ISBN 5-85285-5745-9.

Взаимосвязь тембра и формы в симфонических произведениях А. Шнитке. Особенности тембровой драматургии и тембровой композиции седьмой и восьмой симфоний А. Шнитке.

24. Тиба Дз. Методика интертекстуального анализа и музыка Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А.Г. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 181-187. - ISBN 5-85285-5745-9.

25. Хирун-Джавахишвили Ф. Сосуществование тональности и додекафонии в Первой скрипичной сонате А. Шнитке: их интеграция внутри циклической структуры //V Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 227-245. - ISBN 5-85285-5745-9.

2004

26. Звонкович О. Система звуковысотной организации в музыке А. Шнитке// Ежегод. октрытая науч.-практ. конф. Студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Музыкальное искусство», Казань25-26 марта: тез. Докл./ Казан. гос. консерватория; сост. Дулат-Алеев В. Р. - Казань, 2004. - С. 13-15. - ISBN 5-85904-051-8.

27. Паршина М. Фортепиано в камерных сочинениях А. Шнитке 1960-1970-х гг. // Фортепиано. - 2004. - № 1. - С. 22-26: ил..

Фортепиано в творческом наследии композитора. Фортепианный стиль в 1-й и 2-й сонатах для скрипки и фортепиано, Квинтете и 1-й сонате для виолончели и фортепиано. Изменения в трактовке возможностей фортепиано в поздний период творчества А. Шнитке.

28. Тиба Д. Путь к последним симфониям // Муз. академия. - 2004. - №4. - С. 32-38:нот. - ISSN 0869-4516.

Характеристика позднего периода творчества А. Шнитке. Симфонии № 6,7,8. Особенности формы и стиля, тематизм и его символика.

29. Тиба Д. Симфоническое творчество А. Шнитке: опыт интертекстуального анализа / Д. Тиба. - М.: Композитор, 2004. - 160 с. - ISBN 5-85285-784-Х.

30. Чигарева Е. О позднем стиле (инструментальное творчество)// Муз. академия. - 2004. - №4. - С. 17-23: ил., нот. - ISSN 0869-4516.

Феномен «позднего стиля» и его отражение в творчестве А. Шнитке последнего периода, проблема ощущения времени. Балет «Пер Гюнт», виолончельные концерты № 1 и №2, симфонии №6, 7 и 8 А. Шнитке.

30. Франтова Т. Формы на cantus firmus в сочинениях А. Шнитке: от изобретения к преобразованию// Старинная музыка сегодня: Материалы науч.-практ. конф./ Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова. - Ростов-на-Дону: РРК, 2004. - С. 271-278. - ISBN 5-93365-033-1.

31. Франтова Т. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. - Ростов-на-Дону, 2004. - 404 с. - ISBN 5-87872-270-4.

Полифония и музыкальная форма второй половины XX века. Творчество А. Шнитке. Контрапунктическое письмо, фактура, канон. Связь и взаимодействие традиционного и нового в музыке XX века.

2005

32. Франтова Т. «Порядок из хаоса»: контрапункт в контексте интегративной техники композиции у А. Шнитке// Гармония: проблемы науки и методологии: Сб. ст./ Рос. гос. консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. - Ростов-на-Дону, 2005. - Вып.2. - С. 241-277. - ISBN 5-98254-040-4.

33. Шибунова И. «Вариации на один аккорд» А. Шнитке: додекафонная техника//Гармония: проблемы науки и методики: сб. ст./ Рос. гос. консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. - Ростов-на-Дону, 2005. - Вып.2. - С.220-240. - ISBN 5-98254-040-4.

Анализ фортепианного произведения А. Шнитке «Вариации на один аккорд» (1965).

2006

34. Альфреду Шнитке посвящается… / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Г. Шнитке / Ред-сост.: Богданова А.В., Долинская Е.Б. - М.: Композитор, 2006. - Вып. 5. - 345 с. - ISBN 5-85285-846-3.

35. Франтова Т.В. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века: автореф. дис. …д-ра искусствоведения/ Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - М.2006. - 45 с.

2008

35. Вартанов С. Я. Концепт перепада в интерпретации фортепианного цикла А. Шнитке «Пять афоризмов»// Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность: сб. ст. Участников Междунар. нуч. конф./ Отв. ред. Иванюшина И.Ю. - Саратов: Наука, 2008. - С. 261-274. - ISBN 978-5-91272-571-5.

Анализ сквозных мотивов и ритмоформул, сонорных эффектов, инструментальных средств воплощения.

36. Кондаков И. Плюрализм культурной памяти в эстетике российского постмодернизма (феномен Альфреда Шнитке) // Ис-во как сфера культ.-истор. памяти. Сб. ст. / Отв. ред. Лиманская Л.Ю. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. - С. 84-102. - ISBN 978-5-7281-6975-4.

Роль полистилистики в эстетике Шнитке. «3-я симфония», «Concerto grosso №1».

37. Мухамадеева А.Ф. Визуальные кинопартитуры А. Шнитке: некоторые вопросы методологии исследования// Актуальные проблемы истории, теории и методологии современного музыкального искусства и образования: Сб. науч. тр./ Оренбург. гос. ин-т искусств. - Оренбург, 2008. - Вып. 3. - С. 53-60. - ISBN 978-5-7410-0723-5.

38. Ханнанова Е.Н. Поэтика оперы А. Шнитке «Джезуальдо»: лабиринты смыслов// Музыковедение. - 2008. - №7. - С. 42-48: портр.

Сюжет, атмосфера оперы, многовариантность прочтения смысла действия: композиция, структура и символика сочинения. Черты эстетики посмодернизма в опере А. Шнитке «Джезуальдо».

39. Чигарева Е. «Суперполифония» А. Шнитке// Муз. академия. - 2008. - №2. - С 190-191. - Рец. на кн: Франтова Т. А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века. - Ростов-На-Дону: СКНЦ ВШ АПСИ, 2004. - 403 с. - ISSN 0869-4516.

Киномузыка А. Шнитке: музыка к фильму Э. Климова «Прощание», «Увертюра» из музыки к фильму А. Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня», музыка к фильму И. Галанина «Отец Сергий».

1.2 Связь различных видов искусств, философии и религии с творчеством Шнитке

2000

40. Козляков В. «Три духовных хора» А. Шнитке в свете 2000-летней истории христианской музыки // Культура и образование на рубеже тысячелетий: мат. междунар. науч.-практ. конф. (дек., 2000 г.) / Тамб. гос. ун-т Г.Р. Державина; отв. ред. Окатов В.Н. - Тамбов, 2000. - С. 265-266. - ISBN 5-89016-016-8.

41. Митта А. О музыке Шнитке для кино // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Междунар. науч.-практ. конф.(дек., 2000 г.) / Тамб. гос. ун-т Г.Р. Державина; отв. ред. Окатов В.Н. - Тамбов, 2000. - С. 187-190. - ISBN 5-89016-016-8.

42. Попова Е. Смех Гоголя в музыке А. Шнитке: «Ревизская сказка»: музыка к спектаклю Театра на Таганке // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Междунар. науч.-практ. конф.(дек., 2000 г.) / Тамб. гос. ун-т Г.Р. Державина; отв. ред. Окатов В.Н. - Тамбов, 2000. - С. 110-142. - ISBN 5-89016-016-8.

43. Савостьянова Л. Традиции христианской символики в квартетном творчестве А. Шнитке (на примере второго и третьего квартетов) // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. - Вып. 2. - С. 50-60. - ISBN 5-292-025536-4.

44. Христиансен Л. К проблеме «второй религиозности»: творчество А. Шнитке // Ученые записки Саратовской гос. консерватории им. А.В. Собинова. Творчество А. Шнитке: к 65-летию со дня рождения. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. - Вып. 2. - С. 60-64. - ISBN 5-292-025536-4.

45. Чигарева Е. Два полюча в творчестве А. Шнитке // Музыка ХХ века. Моск. форум: мат. междунар. науч. конф. - М., 1999. - С. 142-148. - (Науч. тр. Моск. гос. консерватории, сб. 25).

Религиозно-философские постижения смысла и природа противостояния добра и зла (Бога и дьявола) как константа художественного мышления композитора в 80-90-ее гг. ХХ века.

2001

46. Вобликова А. Картина мира в симфониях А. Шнитке: особенности метафорической поэтики // Мир искусств: альманах / Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ. - СПб.: Дмитрий Буланин. - 2001. - Вып. 4. - С. 420-432.

47. Кочанова Е. Кантата А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста»: к вопросу трактовки «вечного сюжета» // Худож. Мир музыкального произведения: межвуз. сб. ст. / Уфимский гос. ин-т искуссв. - Уфа, 2001. - С. 90-106. - ISBN 5-93716-008-8.

2003

48. Бевз С. «Итория доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке: от кантаты к опере // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 88-118. - ISBN 5-85285-5745-9.

Тема Фауста в творчестве Шнитке, источники фаустической тематики и история самой фаустианы. Опера А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста».

49. Клочкова Е. Тема апокалипсиса в творчестве А. Шнитке и А. Караманова // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 148-156. - ISBN 5-85285-5745-9.

Творческая эволюция обоих композиторов. Сходные черты и проникновение в облась религиозной темы, апокалипсические идеи.

50. Якубова Р.Х. Роман Достоевского «Идиот» и музыка// Якубова Р.Х Творчество Ф.М. Достоевского и художественная культура/ Башк. гос. ун-т. - Уфа: Гилем, 2003. - С. 105-121. - ISBN 5-7501-0407-9.

Звуковая особенность художественных текстов Достоевского и ее продолжение в музыке А. Шнитке.

2004

51. Вартанов С. Я. Альфред Шнитке и Иосиф Бродский// Музыковедение. - 2004. - №1. - С. 28-35: нот. - (Прилож. к журн. «Музыка и время»).

Анализ пьес фортепианного цикла А. Шнитке 2»Пять афоризмов» с поэтическим комментарием из стихов И. Бродского.

52. Денисов А. Отражение «Фауста»// Муз. академия. - 2004. - №4. - С. 24-31. - ISSN 0869-4516.

Легенда о Фаусте в музыке, ее литературные источники. Кантата «История доктора Иоганна Фауста» А. Шнитке: «Народная книга» И. Шписа и ее претворение в сочинении, смысловые аллюзии и семантическая организация, роль гротеска, влияние мистериального театра.

53. Денисов А.В. Кантата А Шнитке «История доктора Иоганна Фауста»: диалог Средневековья с XXвеком//Наука о музыке: слово молодых ученых: материалы Междунар. Всерос. конкурса науч. работ молодых ученых в обл. муз. ис-ва/ Казан. гос. консерватория; ред. Сорокина Е.Г. - Казань, 2004. - С. 126-149. - ISBN 5-85401-054-2.

54. Скребкова К. Ю. О литературном прообразе контаты А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста»// Современное музыкальное искусство: из века в XX в век XXI: материалы междунар. науч.-практ. конф. 9-10 апр. 2004 г./ Том. обл. муз. училище им. Э.В. Денисова; ред.-сост. Чабовская Н.И. - Томск: Дельтаплан, 2004. - С. 13-17. - ISBN 5-94154-089-2.

55. Шнитке А. Стати в связи с постановкой «Пиковой дамы» в Париже, 1977 г.// Муз. жизнь. - 2004. - №11. - С. 36-37. - ISSN 0131-2383/

Композитор о своем участии во внесении некоторых изменений в партитуру оперы П.И. Чайковского.

2005

56. Поспелова Н. Знаки повседневности в творчестве А. Шнитке// Повседневность как текст культуры: материалы междунар. науч. конф. «Повседневность как текст культуры». Киров, 27-29 апр. 2005. - Киров: Изд-во ВотГГУ, 2005. - С. 364-368. - ISBN 5-93825-25-4.

Музыка Шнитке как перемешивание повседневности, возвышенное над бытом, осмысления быта как бытия, мезальянс высокого и низкого, надвременного и преходящего.

2006

57. Керечашвили Т. К вопросу об интеграции музыкального и кинематографического искусства// Музыка и время. - 2006. - №1. - С. 37-41.

Сущность и основные характеристики воплощения идеи синтеза искусств в кинематографии. Роль музыки в создании фильма. Характеристика киномузыки Д. Шостаковича, А. Шнитке. Параллели в кинематографических и музыкальных механизмах мышления.

58. Ковалевский Г. В. Фаустовский миф в творчестве А. Шнитке: автореф. дис. …канд. искусствоведения / Нижегор. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. - Ниж. Новрогород, 2006. - 26 с.

Монографический портрет А. Шнитке сквозь призму фаустовского мира, сыгравшего ключевую роль в концепциях и языке его произведений.

59. Труханова А.Г. Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века: автореф. дис. … канд. Искусствознания / Сарат. гос. консерватория. - Саратов, 2006. - 26с.

Творчество Н. Ведерникова, С. Трубачева, архим. Матфея, Г. Свиридова, А. Шнитке, Н. Каретникова, В. Рубина и др.

2007

60. Ковалевский Г. В. «Moz-Art» А Шнитке: проект диалога с ушедшим миром// Моцарт в России: сб. ст. - Ниж. Новгород: ДСКОМ, 2007. - С. 72-74. - (Австрийская библиотека НГЛУ).

Моцартианская тема в творчестве А. Шнитке. Пьеса «Moz-Art» для флейты и арфы (1990).

61. Чигарева Е. Рецепция Моцарта в творчестве отечественных композиторов творой половины XX века// Моцарт в России: сб. ст. - Ниж. Новгород: Деком, 2007. - С. 83-88. - (Австрийская библиотека НГЛУ).

Моцартианская тема в творчестве А. Шнитке (Третья симфония, 1981), Э Денисова (Вокальный цикл «Веселый час», 1961), В. Сильвестрова («Реквием», 1997-1999) и др.

2008

62. Макаров И. В. Эстетические метаморфозы в контексте онтологического восприятия музыки ХХ века // Христианство и культура: сб. науч. тр. / Санкт-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2007. - Вып. 3. - С. 355-372. - ISBN 978-5-88996-751-4.

63. Немков О. Католические жанры в отечественной музыке XX века // Муз. академия. - 2008. - №2. - С. 108-113. - ISSN 0869-4518.

Образ Богоматери в творчестве композиторов второй половины XX века.

1.3 Прочие научные работы о творчестве Шнитке в коллективных сборниках и общие работы по истории музыки

2001

64. Чигарева Е. Шнитке и Шёнберг // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». - М., 2001. - Вып. 2. - С. 71-82. - ISBN 5-93532-006-1.

Влияние на А. Шнитке композиционного метода А. Шёнберга. Роль австро-немецкой традиции в творчестве Шнитке и Шёнберга. Монограммы Шёнберга, А. Веберна и А. Берга как тематические элементы в Третьей симфонии Шнитке.

2003

65. Григорьева Г. Шнитке - теоретик, публицист, критик // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 7-50. - ISBN 5-85285-5745-9.

Обзор литературного наследия А. Шнитке: о творчестве Г. Григоряна, А. Караманова, Р. Леденева, Р. Щедрина, С. Прокофьева, о «Московской осени-83».

66. Лианская Е. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Ниж. Новгород, 2003. - 30 с.

Специфика отечественного постмодернизма в творчестве А. Шнитке, В. Сильвестрова, А. Кнайфеля. Постмодернизм в музыкальном театре.

67. Пенгров А. Шнитке: Таганский реквием: (муз. А. Шнитке к спектаклю «Живаго» (Доктор) // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С.173-176. - ISBN 5-85285-5745-9.

Постановка в театре на Таганке, 1993 г.

68. Сысоева Е. Из истории создания оперы А. Шнитке «Жизнь с идиотом»// Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 176-180. - ISBN 5-85285-5745-9.

2004

69. Голубков С.В. Современный композитор и фольклорные истоки «русского авангарда»и «поставангарда» // Музыкант-классик. - 2004. -№11-12. - С. 28-31.

Фольклор в творчестве композиторов А. Волконского, Э. Денисова, А. Шнитке, А. Лемана и др.

2005

70. Долинская Е. Б. Моцарт и XX век: избранные параллели//Музыкант-классик. - 2005. - №12. - С. 21-23: ил. - ISSN 0131-2383.

Моцартианский тематизм и тенденция перенесения его в новую звуковую среду на примере произведений «Moz-Art» А. Шнитке, «Силуэты для флейты, ударных и двух фортепиано» Э. Денисова, «Реквием» С. Слонимского.

71. Франтова Т. Музыка Альфреда Шнитке в свете новой парадигмы искусства XXI века// Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: материалы Междунар. науч-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 29нояб.-4 дек. 2004 г.): сб. ст./ Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 203-218. - ISBN 5-7509-0275-7.

2007

72. Леденев Р. Неделя современной музыки//Р. Леденев: Статьи. Материалы. Исследования/ Ред.-сост. Катунян М.И. - М.: Моск. гос. консерватория, 2007. - С. 194-198. - (Перепеч. Из журн. «Современная музыка», 1968, № 1). - ISBN 978-589598-176-4/

Стенограмма выступления на «круглом столе» по итогам концертов Недели современной музыки 1967 года. Высказывания о творчестве композиторов А. Карамазова, Э Денисова, Р. Щедрина, А. Шнитке, Б. Тищенко и др.

Обсуждение проблемы пропаганды сочинений российских композиторов.

73. Макаров И.В. Эстетические метаморфозы в контексте онтологического восприятия музыки XX века // Христианство и культура: сб. науч. тр./ Санкт-Петербург. гос. ун-т. - СПБ.: 2007. - Вып. 3. - С. 355-372. - ISBN 978-5-88996-751-4.

Философско-теоретические взгляды на музыку композиторов XX века, в том числе И.Стравинского, А. Шнитке, С. Рахманинова

2008

74. Васирук И.И. Монограммы-шифры в фугах отечественных композиторов второй трети XX века// Изв. Рос. ун-та им. А.И Герцена. Аспирант. тетр.: Науч. журн. - 2008. - № 24. - С. 41-44. - ISSN 1992-6464.

Примеры из произведений А. Рындина, И. Алеева, А. Шнитке, Б. Тищенко.

75. Свиридова И.А. Феникс из пепла// Муз. жизнь. - 2008. - №3. - С. 40-42. - ISSN 0131-2383/

Духовные концерты: исторические истоки, развитие в XVIII-XX вв. и возрождение жанра в наши дни в творчестве А. Шнитке, И. Сидельникова, Г. Дмитриева, И. Воробьева, Д. Смирнова, В. Довганя.

2009

76. Васильева Н.В. Криптограммы и их классификация в музыке//Искусство и образование. - 2009. - №3. - С. 18-25.

На примере сочинений В.А. Моцарта, А. Шнитке, Г. де Манго.

Раздел 2. Научно-популярные издания о жизни и творчестве А. Шнитке

2003

77. Беседы с Альфредом Шнитке / сост. Ивашкин А. В. - М.: Классика XXI, 2003. - 316 с. - ISBN 5-89817051-0.

Записи бесед с А. Шнитке, которые автор вел на протяжении 1985-1994 гг.

78. Диденко С. Соприкосновение // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра» / Моск. гос. ин-т музыки им. А. Шнитке. - М.: Композитор. - 2003. - Вып. 3. - С. 256-269. - ISBN 5-85285-5745-9.

Воспоминания об А. Шнитке.

79. Кириллина Л. Жизнеописание А. Шнитке // Муз. академия. - 2004. - №2. - С. 199-202; рец на кн.: Холопова В. Композитор А. Шнитке. - Челябинск: Аркаим, 2003. - 256 с. - ISSN 0869-4516.