Венецианская живопись

курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Искусство Италии на протяжении столетий играло очень большую, а на некоторых этапах и ведущую роль в развитии всей европейской художественной культуры. Особенно велико было его значение в эпоху Возрождения, так как именно в Италии, к XIV веку намного опередившей в экономическом и социально-политическом отношениях остальную Европу, раньше чем в других странах началась борьба против феодальной идеологии, и одним из главных средств в этой борьбе стало искусство. Итальянские художники первыми отошли от принципов средневекового искусства и, стремясь правдиво отобразить человека и природу, начали овладевать реалистическим методом. Это было громадным завоеванием, определившим весь дальнейший путь поступательного развития прогрессивного западноевропейского искусства. И в XII-XVIII веках, хотя к этому времени Италия и потеряла свое первенствующее место, уступив его другим национально объединившимся государствам, творчество многих итальянских живописцев пользовалось европейским признанием. Неудивительно, что для целого ряда поколений художников других стран пребывание в Италии было важным этапом их творческого развития. Изучению шедевров итальянской живописи очень большое значение придавали и русские мастера, создавшие устойчивую традицию национального реалистического искусства.

21 век - век технических инноваций. В бешеном ритме города душа человека стремится познать простые радости и находит их в красоте природы.

Чистое небо, отражающееся в каналах Венеции, плеск воды, улыбки на лицах гондольеров, детский смех, воркование голубей создают атмосферу покоя и умиротворенности. Италия - это источник вдохновения для всех приезжих художников и ценителей искусства. В этом и заключается актуальность выбранной нами темы, так как излюбленным жанром итальянских художников вплоть до сегодняшнего дня является пейзаж

Цель настоящей курсовой работы - погрузиться в волшебный и завораживающий мир солнечной и жизнерадостной Италии, передать настроение, почувствовать красоту и гармонию пейзажа.

Перед нами стоят следующие задачи:

· исследовать достопримечательности Венеции;

· рассмотреть виды изобразительного искусства, познакомиться с представителями итальянской школы живописи;

· анализировать творчество художников, затронувших тему Италии;

· изучить технику работы с масляными красками.

1. ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД НА ВОДЕ - ВЕНЕЦИЯ

живопись изобразительный масляный краска

Италия - государство, расположенное в центральной части Южной Европы. Территория Италии составляет 301 тыс. км?.

Италия -- страна, знаменитая на весь мир богатством культуры и истории. Не обладая обширной территорий, Италия с высокой концентрацией в ней любимых всеми мест таких, как Рим, Милан, Венеция, Пиза, Флоренция, Ломбардия, Калабрия, Лигурия, Сардиния, Сицилия. В целом представляет собой один сплошной исторический памятник культуры.

Венеция всегда манила к себе романтиков со всего мира. Город этот небольшой - меньше 80 тыс. человек, да и то большинство из них живет в Венеции непостоянно.

Сто восемнадцать островов, на которых стоит город, изрезаны густой сетью каналов, поэтому при обилии воды здесь остро ощущается дефицит суши. Отсюда и плотность застройки: в Венеции нет широких улиц и просторных площадей. Самая большая площадь - Сан-Марко, самая широкая «улица» - Гранд-канал. Остальные отличаются друг от друга степенью миниатюрности. Улицы, ширина которых позволяет свободно разойтись только двум пешеходам, называются calle. Крытые улицы, более всего напоминающие коммунальный коридор, - sottoportego. Те, что получаются, когда засыпают землей небольшие каналы - rio (например, rio Гарибальди в восточной Венеции с бесчисленными барами, ресторанами, магазинами и прилавками прямо на улице, где по утрам торгуют фруктами). Более широкие - salizada (так в Средние века называли первые мощеные улицы). Есть еще набережные - fondamenta и пристани -- riva.

Площади также различаются по своим размерам: совсем маленькие - corti, небольшие - campielli и campi - побольше. На последних, как правило, можно найти одно-два кафе, антикварный магазин, аптеку. Многие из них окутаны тишиной и безлюдны, как, впрочем, и вся та Венеция, что раскинулась вдали от основных достопримечательностей. Только Сан-Марко велика, оживленна, и поэтому она - piazza. Есть еще piazzetta - так называют пространство между Сан-Марко и берегом.

Венеция миноре - так называется та часть города, которая лежит в стороне от многолюдного центра. Здесь тихие улицы с причудливыми названиями: Сахарный проход и двор, Улица дружеской любви, Широкая улица пословиц, бесконечные каналы, которые «как громадные тропы... манят в вечность», и многочисленные мосты. В этой Венеции много всевозможных лавочек и овощных базарчиков, кафе и тратторий, расположенных на террасах, выходящих к воде. Вы заметите у некоторых домов приставные лестницы. Это на случай наводнений, когда местные жители баррикадируют двери, выходящие на улицу, а в дом входят через окно. На этот же случай в городе имеется система аварийных мостков. Их раскладывают за несколько часов до наводнения, и они практически не ограничивают передвижения пешеходов. Ну, а средством индивидуальной защиты от разгула стихии служат высокие резиновые сапоги, без которых не обходится ни один венецианец.

В безопасное место, подальше от воды, поднимают венецианцы и свои домашние садики. Их устраивают на крышах в специальных деревянных надстройках, так называемых альтанах. Первые такие садики появились еще в XV веке. Со времен Средневековья сохранилась и другая деталь типично венецианской городской архитектуры - большие круглые балки - барбакани, которые поддерживают верхние этажи домов.

Все дома в Венеции имеют два входа: один - с канала, другой - со стороны улицы. Из-за отсутствия набережных кажется, что здания вырастают прямо из воды. Но вода только скрывает их основания - густой частокол свай, поверх которого лежат платформы из соединенных между собой дубовых и лиственничных бревен.

Прогулки по Венеции могут стать еще увлекательнее, если задаться поисками творений великих живописцев Возрождения: Карпаччо, Джорджоне, Тинторетто, Джованни Беллини, Тициана. Их картины можно увидеть не только в галерее академии художеств или музее «Коррер», но и в многочисленных церквях и скуолах Венеции.

Если от дворца Дожей идти по главному променаду Венеции Ривадельи-Скьявони (Славянской набережной) и свернуть налево у церкви Делла-Пьета, где регулярно устраивают концерты Вивальди, можно увидеть неказистую снаружи и скромную внутри скуолу Сан-Джорджо-дельи-Скьявони. Эта церковь - место паломничества любителей и знатоков живописи: по трем стенам ее небольшого зала развешано девять картин Карпаччо, изображающих сцены легенды о святой Урсуле. Картины можно рассматривать часами, так как по выражению Петра Вайля Карпаччо, «не просто кинематограф, а Голливуд: то есть высочайшее мастерство в построении истории, монтаже разнородных объектов, подборе главных героев и крупных планов».

Другой шедевр Карпаччо можно увидеть в церкви Сан-Джорджо-Маджоре, которая находится на одноименном острове. Там в уединенной часовне наверху светлокудрый Святой Георгий поражает дракона.

Церковь Сан-Джордже-Маджоре располагается как раз напротив площади Святого Марка. Но здесь, в двух шагах от людской круговерти, всегда тихо и пустынно. Из посетителей - только любители живописи и желающие полюбоваться панорамным видом Венеции, который открывается с колокольни церкви. Туда можно подняться на современном скоростном лифте, который обслуживает местный монах, говорят, выходец из Львова.

В большом зале церкви находятся шедевры другого знаменитого венецианца - самого Якопо Тинторетто. Его «Тайная вечеря» и «Манна небесная» украшают алтарную часть церкви.

Но настоящим музеем Тинторетто является другая церковь - скуола Гранде-ди-Сан-Рокко, расположенная в одном из центральных районов Венеции - Сан-Паоло. Здесь художник работал 20 лет и создал 56 композиций, включая декоративные панно и роспись плафонов. Чтобы удобнее было рассматривать полотна, расположенные на потолке, посетителям выдают специальные зеркала.

На всех каналах вы встретите чудо символ Венеции - это черные птицы, черные лебеди Венеции, которые скользят по воде - это, конечно же, гондолы. Венеция - единственный город в мире, где нет никакого колесного транспорта, даже велосипедов.

Улицы Венеции так тесны и непредсказуемы, что всадники испытывали немалые проблемы, поэтому еще в XVI веке городские власти запретили даже лошадей, после чего Венеция оказалась вынуждена пользоваться только водным транспортом.

Ее появление относится ко времени правления первого дожа, то есть к VII веку, и подтверждено Актом от 1094 года. Происхождение названия “гондола” точно не установлено. Возможно оно происходит от греческого kondyle, что означает «раковина» - символическая интерпретация гондолы или от kondoura - вид лодки, или от латинского cymbula - «небольшая лодка». Гондолы, создававшиеся венецианскими мастерами-плотниками по традициям, передаваемым из поколения в поколение, сильно отличаются от современных. И действительно, в XV и XVI вв., судя по сохранившимся рисункам, линия борта лодки находилась гораздо ниже относительно уровня воды, а корма и нос были не так сильно приподняты. Наружная обшивка лодок ярко раскрашивалась и украшалась дорогими аппликациями. Среди знатных венецианских семейств существовало соперничество за обладание самыми роскошными гондолами. Это была своеобразная демонстрация их благосостояния. В XVIII веке гондола приобрела тот вид и размеры (длина - 10,75 м и ширина - 1,75 м), которые она имеет сейчас (какое-то время существовали гондолы более вместительные и управлялись они не одним веслом, а несколькими). Плоское дно лодки асимметрично, так как она управляется одним веслом с кормы. Когда-то гондольер был одет очень элегантно. В настоящее время его “униформа” состоит из полосатой майки и соломенной шляпы с лентой. Стоя на небольшом возвышении, на корме, гондольер толкает лодку одним длинным веслом, опирающимся на изогнутую уключину (форкола). В 1562 году Сенат Светлейшей Республики издал указ, положивший конец непрестанному соперничеству семей, пытавшихся превзойти друг друга в роскоши оформления гондол. С тех пор лодки стали окрашиваться в черный цвет. Единственная деталь, которую можно украсить по своему усмотрению - это панели, закрывающие нос гондолы: иногда они декорируются растительным орнаментом, иногда миниатюрными видами лагуны. Не существует больше в центре лодки и каюты (фельце) с откидным верхом, защищавшей туристов во время непогоды. Эта каюта из черной ткани, украшенная шнурами и лентами, имела небольшие окошки и дверцу в виде шторок.

Делись добром ;)