Санкт-Петербург - творение Петра Великого

реферат

Ф.-Б. Растрелли. Его вклад в архитектуру города

Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов.

Сын известного скульптора петровского и аннинского времени граф Франческо Бартоломео Растрелли прибыл в Россию вместе со своим отцом в 1716 году. По контракту, заключенному Бартоломео Карло Растрелли с Лефортом в Париже в конце 1715 года, он поступил на русскую службу вместе «с сыном и учеником его». Однако его «служба» этому монарху числилась только на бумаге, настоящую же службу ему суждено было нести при дочери Петра, императрице Елизавете.

В 1723 году молодой Растрелли впервые выступает в качестве архитектора, получив от Петра поручение отделать внутренние покои шафировского дома. Он был занят этой работой в течение 2 лет и создал здесь тот большой, богато убранный скульптурный зал, в котором при Екатерине I происходило знаменитое первое заседание Академии Наук.

Начиная с 1744 года, открывается самый блестящий период творчества Растрелли. Все наперерыв стараются обзавестись «настоящим растреллиевским» домом или дачей. Но заполучить его, заваленного дворцовыми делами, оказывалось нелегко, и многие были счастливы, если им удавалось уговорить обер-архитектора сделать хоть чертежик для дома или церкви где-нибудь в дальнем волжском имении.

Все, что создал Растрелли на протяжении почти полувека, было сделано в России и стало достоянием русской культуры периода елизаветинского рококо. На формирование уникального «растреллиевского стиля» оказало влияние итальянское барокко, господствовавшее на родине архитектора более полутора столетий, французский классицизм «большого стиля» Людовика XIV, при дворе которого он начинал работать вместе с отцом, традиции древнерусской архитектуры, «нарышкинское», «галицынское» барокко и, конечно же, петербургский стиль.

Ранние работы Растрелли, выполненные при Анне Иоанновне более французские, чем итальянские или немецкие. Но вскоре Растрелли начал вырабатывать собственный стиль, который называют «русским барокко». Оригинальный стиль, созданный Растрелли, прежде всего, выражал пафос русской государственности и не повторял ни европейское барокко, ни классицизм, ни рококо.

Гениальность Растрелли проявляется в том, что он разрушает привычные представления о специфике архитектурных стилей. Удивительная целостность художественного мышления Растрелли проявилась и в его внимании к деталям. Этот архитектор никогда не ограничивался, как другие, общим проектом здания, он сам пририсовывал к нему декоративную лепнину, балконные и оконные решетки, орнамент наборного паркета, мебель, камины, светильники и дверные ручки.

Оглядываясь назад на все созданное Растрелли и сравнивая его творчество с искусством лучших мастеров тогдашней Европы, мы должны признать, что по силе художественного вдохновения, по исключительному дару острой «выдумки», он не уступает никому из современников.

Всё, сооруженное Растрелли на протяжении своей жизни: великолепные дворцы и роскошные дома, соборы и храмы, парки и сады - и те, что уцелели, и те что были подняты из руин, опаленных войной, вызывают сегодня у нас неподдельное восхищение. Мы уже не мыслим свое существование без них. Ибо они часть полученной нами в наследство духовной и художественной культуры. Это высокое, настоящее искусство.

История некоторых

архитектурных памятников города

ь Музеи

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село". Дворцы и парки Царского Села, воспетые А.С.Пушкиным, представляют единый архитектурно-художественный комплекс, сложившийся в XVIII-XIX вв. В собрании Царскосельского музея-заповедника хранятся уникальные коллекции живописи, фарфора, мебели, тканей и т.д. В ансамбль Царскосельских дворцов и парков входят также Баболовский и Отдельный парки.

Государственный Эрмитаж. Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более, чем 350 залах. Эрмитаж занимает 5 зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж. Главный вход в музей - парадный Иорданский подъезд Зимнего дворца (с набережной Невы). Особое место занимают парадные интерьеры дворца. В музее открыты экспозиции Отдела Античного мира, Западно-европейского Отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры, "Золотая кладовая", нумизматики. В залах Эрмитажа регулярно экспонируются художественные собрания из крупнейших музеев мира.

Государственный Русский музей. Крупнейшее и наиболее полное в стране собрание произведений национального изобразительного искусства. Коллекция насчитывает около 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его школы, виды и жанры за 1000 лет, с Х по ХХ век.

Кунсткамера. Кунсткамера является старейшим государственным музеем России. Он создан по указу императора Петра I в 1704 г. и послужил фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем - Российской) Академии Наук, ряда ее научных и музейных учреждений. Полное и официальное название сегодня - Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН. Музей был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более одного миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Одновременно музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII-XX вв.

Этнографический музей. Музей основан в 1901 г. как этнографический отдел Русского музея. Российский этнографический музей располагает полумиллионным собранием памятников традиционно-бытовой культуры, в том числе 150-тысячный массив фотоиллюстративных этнографических источников, планомерно собранных многими поколениями сотрудников почти за 100-летнюю историю музея. Коллекции РЭМ, которые пополняются постоянно, беспрецедентны по этническому диапазону, географической протяженности, разнообразию и полноте тематики. Музей располагает также уникальным архивом рукописей и богатейшей библиотекой этнографической литературы.

Всероссийский музей А.С. Пушкина. Музей открыт к 150-летию со дня рождения великого русского поэта. Его экспозиции развернуты в филиалах: Музей-квартира А.С.Пушкина, Мемориальный музей-Лицей, Музей-дача А.С.Пушкина.

Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. Музей расположен в специально построенном здании. В собрании более 100 тысяч экспонатов: подлинные вещи, оружие и награды великого полководца, боевые знамена, редкая коллекция портретов русских военных деятелей и солдат.

Государственный музей городской скульптуры. Музей охраняет и реставрирует памятники городской скульптуры и мемориальные доски. В состав музея входят: некрополи Александро-Невской лавры, Литераторские мостки Волкова кладбища и экспозиция в Благовещенской церкви лавры, где во втором этаже помещается отдел городской монументальной скульптуры. Большинство монументов представлено в авторских моделях. При музее действует выставочный зал, в котором проходят выставки современного искусства.

Государственный музей истории г. Санкт-Петербурга. В основу музея легли коллекции Музея Старого Петербурга, созданного в 1907 г.oбществом архитекторов-художников. Сегодня музеем развернуто несколько постоянных экспозиций, среди них "История Петербурга-Петрограда 1703-1917" в Комендантском доме, "История тюрьмы Трубецкого бастиона" - политическая тюрьма царской России, Газодинамическая лаборатория, "Печатня" - мастерская старинных видов графики. Можно посетить Петропавловский собор, где находится некрополь императорской семьи Романовых. Ежемесячно организуются временные выставки.

Государственный Музей Истории Религии (Казанский собор). Музей располагает ценными коллекциями предметов культа различных вероисповеданий, произведений живописи и скульптуры, документов. Постоянно действующая экспозиция включает отделы: "История русского православия", "Русское церковное искусство", "История христианства на Западе", "Мемориал М.И.Кутузова". В Казанском соборе проводятся богослужения.

Исторический музей восковых фигур (Дворец Белосельских-Белозерских). Одно из наиболее известных зданий Невского проспекта. Во дворце размещена коллекция Музея восковых фигур, концертный зал и художественная галерея с временными выставками. Музей воска содержит более 200 фигур, включая фигуры таких известных в России людей как Сперанский, Керенский, Аракчеев, Кутузов, Достоевский, Толстой, цари: Павел, Алексей, некоторые представители династии Романовых.

Академия художеств

Здание Академии художеств - одно из самых выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое по замыслу и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзаже Университетской набережной ему принадлежит очень важное место. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы - с набережной Красного Флота. Построенное в 1764-1788 годах, оно является одним из первых в России сооружений, созданных в архитектурных формах раннего классицизма.

ь Храмы и соборы

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра - ныне действующий общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии. Лавра - один из крупнейших архитектурных ансамблей Петербурга. На сайте подробно освещена история, дано описание архитектурного ансамбля монастыря и некрополя. Богато иллюстрирован.

Спас на крови. Церковь Воскресения Христова - Спас на крови - возведена на месте покушения на императора Александра II. Мозаичное убранство храма - его главная художественная особенность. Здание построено с использованием национальных традиций, применением богатого декора. Великолепные работы выполнены по живописным оригиналам выдающихся художников: М.Нестерова, В.Васнецова, А.Рябушкина. Мозаичные панно на евангельские сюжеты украшают франтоны четырех крылец храма. Общая площадь мозаик храма - более 7000 кв.м. В отделке интерьеров храма использованы итальянские разноцветные мраморы и русские самоцветы.

Смольный собор. Смольный собор, заложенный в 1748 году, был окончательно достроен архитектором В. П. Стасовым в 1835 году. Архитектурный ансамбль Смольного монастыря состоит из собственно собора и расположенных вокруг него каре двухэтажных жилых корпусов. Полностью проект Смольного собора так и не был реализован. По замыслу Растрелли кульминационной точкой всего ансамбля должна была стать колокольня над въездными воротами со стороны города. Высота колокольни в проекте зодчего составляла 140 метров, что на 18 метров выше шпиля Петропавловской крепости. Но даже в незавершенном виде ансамбль производил неизгладимое впечатление на современников. Собор вызывал восхищение уже при подходе к нему издалека. Обладая странным мистическим свойством как бы «уходить» в землю при приближении к нему, он не утрачивал своей величественности и грандиозности.

Казанский собор. Казанский собор начали строить в 1801 году по проекту Андрея Никифоровича Воронихина. К сожалению, полностью проект собора осуществлен не был. В 1837 году, в 25-ю годовщину победы над Наполеоном, перед Казанским собором были установлены памятники великим полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Выполненные по моделям скульптора Орловского, они настолько органично вошли в архитектурный ансамбль Казанского собора, что многим петербуржцам казались едва ли не сразу включенными в первоначальный проект Воронихина.

Исаакиевский собор. Интерьер собора украшают более 500 произведений живописи, скульптуры и мозаики, выполненных выдающимися мастерами: художниками К. Брюлловым, Ф.Бруни, П.Басиным; ваятелями И.Витали, П.Клодтом, Н.Пиминовым. С колоннады собора, с высоты 43 метра, открывается панорама центра Петербурга.

ь Дворцы и замки

Меншиковский дворец. Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове - одно из первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившееся до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в 1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г. Шеделем. Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор, окруженный открытой галереей на колоннах. Несмотря на переделки и достройки, Меншиковский дворец сохранил в основных чертах первоначальный облик; это определяет его историко-художественное значение.

Шереметевский дворец. Усадьба Шереметевых на Фонтанке, так называемый Фонтанный дом, - замечательный памятник русского зодчества середины XVIII столетия. В его создании приняли участие выдающиеся русские зодчие С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов - один из представителей высокоодаренной семьи крепостных художников Аргуновых. Обширный участок на берегу Фонтанки, смежный с Итальянским дворцом Екатерины I, был в 1712 году отведен фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Здесь он построил небольшой деревянный дом. В конце 1730-х - начале 1740-х годов на его месте сооружен обширный каменный одноэтажный дворец на невысоком цокольном этаже.

Юсуповский дворец. В здании сохранились предметы внутреннего убранства XVIII-XX вв. - мебель, люстры, канделябры, камины. Роскошные интерьеры Большой ротонды, Синей и Красной гостиных с великолепной плафонной живописью, Танцевального и Белоколонного залов открыты для обозрения. Во дворце проводятся экскурсии: "Юсуповский дворец - историко-художественный памятник XVIII-XX вв."; "Жилые покои Юсуповского дворца"; "Григорий Распутин: страницы жизни и смерти" (с показом восковых фмгур Г.Распутина и кн. Ф.Юсупова).

Петропавловская крепость. Это фортификационное сооружение 1-й четверти XVIII в. На территории крепости расположены уникальные памятники: Петропавловский собор, Ботный дом, Казематы Зотова бастиона, бывшая тюрьма Трубецкого бастиона, Комендантный дом, Инженерный дом, Монетный двор. Уникальную часть фонда составляют: архитектурная и художественная графика; живопись; историко-бытовая коллекция; фотографии; фонд редкой книги.

Михайловский замок. Дворец был постоен для Павла I, который прожил в новой резиденции-крепости лишь 40 дней - в ночь на 12 марта 1801 г. император был задушен в своей спальне группой царедворцев заговорщиков. В 1823 г. в замке разместилось Военно-инженерное училище. Воспитанниками его были Ф.М.Достоевский, Н.Н.Яблочков, И.М.Сеченов, Д.М.Карбышев. В замке сохранился интерьер освященной в 1800 г. церкви с великолепным иконостасом и прекрасными живописными работами, среди которых "Моление о чаше" А.Иванова. Здесь устраиваются временные выставки.

Мраморный дворец. Дворец был построен для графа Г.Орлова по велению Екатерины II. В апреле 1992 г. он стал филиалом Русского музея. Во втором этаже Мраморного дворца экспонируются выставки из фондов Русского музея. Третий этаж отведен под временные выставки. Перед входом во дворец установлена знаменитая конная статуя императора Александра III работы Паоло Трубецкого.

Строгановский дворец. Это выдающийся памятник архитектуры русского барокко, построен в 1752-1754 гг. по проекту Ф.Б.Растрелли. В настоящее время осуществляется научная реставрация интерьеров дворца, частично сохранивших первоначальную художественную отделку по проектам Ф.Б.Растрелли и А.Н.Воронихина.

Летний сад и Летний дворец-музей Петра I. В Летнем саду собрана, в соответствии с пожеланиями Петра I, самая ранняя коллекция западно-европейской (в основном итальянской) скульптуры XVII - XVIII вв. в России. Летний дворец Петра I представляет собой памятник архитектуры нач. XVIII в., который не перестраивался со времен Петра. Здесь находится ряд мемориальных предметов Петра I. Сохранились дубовые панели и отделка изразцами нач. XVIII в. Плафоны Летнего дворца относятся к числу первых в России образцов живописи светского содержания на аллегорические сюжеты. На фасадах и в интерьерах исключительный интерес представляют барельефы, выполненные в редкой технике ручной намазки. В Кофейном и Чайном домиках проходят выставки-продажи живописи, декоративно-прикладного искусства, сувениров.

ь Пригороды Санкт-Петербурга

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Петергоф". Ансамбль дворцов и парков Петергофа - памятник архитектуры и садово-паркового искусства выдающегося значения, получивший всемирную известность как "столица фонтанов"(всего в парках Петергофа 3 каскада и 144 фонтана). Он обладает богатейшей коллекцией русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства XVIII-нач. XXв. В состав ансамбля входят Большой дворец, дворец Коттедж, дворцы Марли и Монплезир, Екатерининский корпус, павильон Эрмитаж. Не меньший интерес представляют и парки "Петергофа": Верхний сад, Нижний парк, включающий Оранжерейный и Менажерейный сады, сады Венеры и Бахуса. В комплекс петергофских ансамблей входят и пейзажные Английский, Колонистский и Луговой парки и парк Александрия.

Дворец Петра I (музей музея-заповедника Петергоф). Ансамбль дворцов и парков Петергофа - памятник архитектуры и садово-паркового искусства выдающегося значения, получивший всемирную известность как "столица фонтанов" (всего в парках Петергофа 3 каскада и 144 фонтана). Он обладает богатейшей коллекцией русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства XVIII-нач. XXв. В состав ансамбля входят Большой дворец, дворец Коттедж, дворцы Марли и Монплезир, Екатерининский корпус, павильон Эрмитаж. Не меньший интерес представляют и парки "Петергофа": Верхний сад, Нижний парк, включающий Оранжерейный и Менажерейный сады, сады Венеры и Бахуса. В комплекс петергофских ансамблей входят и пейзажные Английский, Колонистский и Луговой парки и парк Александрия.

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск". Павловский дворец-музей дает яркое представление о развитии классицизма в русской архитектуре конца XVIII-начала XIX вв. В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожаров. Среди музейных залов такие архитектурные шедевры, как Итальянский и Греческий залы, Ковровый кабинет, залы Войны и Мира, Тронный зал, Картинная галерея, Кабинет-фонарик, Библиотека Росси. Собрание античной скульптуры дворца - второе в России после Эрмитажа. Значительны собрания полотен западноевропейских художников XVII-XVIII вв., тканых ковров, украшений из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня.

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Ораниенбаум". Дворцы и памятники Ораниенбаума - архитектурный и историко-художественный музей-заповедник. Ораниенбаум, единственный из знаменитых пригородов Петербурга, почти не пострадал во время войны - город не был оккупирован. В музей-заповедник Ораниенбаум входят три ансамбля: ансамбль Большого дворца, ансамбль Петерштадт и ансамбль Собственной дачи.

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Пушкин". Пушкин - небольшой город, расположенный к югу от Санкт-Петербурга. Здесь находилась главная летняя резиденция императорской семьи, которая называлась Царское Село. Город был назван Пушкиным в память 100-летия гибели выдающегося русского поэта, чья жизнь была тесно связана с этими местами.  Одна из главных достопримечательностей Царского Села - Екатерининский, или Большой, дворец. В коллекцию дворца входит много уникальных образцов декоративно-прикладного искусства - мебель, фарфор, статуи, живописные полотна, а также личные вещи российских императоров и членов их семей. Самым знаменитым помещением Екатерининского дворца является Янтарная комната. Во время экскурсии по дворцу Вы узнаете о таинственной истории ее исчезновения и увидите интерьеры, воссозданные на основе черно-белых фотографий и флорентийских картин, служивших моделями для мозаичных полотен Янтарной комнаты. Янтарные панели, выполненные из отполированных вручную кусочков "солнечного камня" разных цветов и размеров, включают в себя рамки, гирлянды, гербы, венки, монограммы и даже целые сцены из Библии. Важной частью Царскосельского садово-паркового ансамбля является Екатерининский парк. В его создании участвовали представители нескольких поколений талантливых российских архитекторов, скульпторов и садовников. Значительное место в композиции парка занимает Большой пруд, на берегах которого находятся Грот и Адмиралтейство.

     

Заключение

С.-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где был воздвигнут город, очень болотистый, большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, т. к. они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости. Однако Петр I не отказался от своей идеи построить крупный порт с выходом в Балтийское море и начались активные работы по осушению болот. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. И по сей день экскурсоводы, начиная экскурсию, говорят о том, что Питер стоит на костях людей.

Об этической стороне этого вопроса рассуждают многие ученые и искусствоведы. Тем не менее, необходимо отметить, что на протяжении всего процесса исторического развития человечества на жертвенный алтарь прогресса было положено немало человеческих жизней. С точки зрения этики крайне негуманно оправдывать Петра I в этом вопросе. Однако надо признать, что он был выдающимся историческим деятелем, целеустремленным человеком и стремился к достижению поставленных целей. Здесь мы сталкиваемся с утверждением «Цель оправдывает средства». Возможно, это изречение неверно, однако весь накопленный человеком исторический опыт подсказывает, что только путем жертв и лишений совершались наиболее значимые «прорывы» в истории. И именно к таким «прорывам» относится и северная столица - настоящий русский порт на Балтике и колыбель русского флота.

Делись добром ;)