Введение
Тема "Восток и Запад" всегда занимала солидное место в сознании философов, мыслителей. Образ Востока был экзотичным, размытым. В XX веке, когда началась критика европейской культуры, многие мыслители стали писать о том, что важно осмысливать мировую историю не только на материале Европы. О. Шпенглер размышлял о том, что схема "древность - средневековье - новое время" скудна и бессмысленна. Наивно полагать о том, что темп ранней индийской, вавилонской и египетской истории был действительно более медленным, чем темп нашего ближайшего прошлого. Индийская и китайская культуры трудах европейских культурологов фигурировали только в комментариях. Пытаясь расширить культурологические рамки всемирной истории, мыслители задаются вопросом: каково отношение греческого бога Диониса к внутренней жизни высокоцивилизованного китайца эпохи Конфуция? Каково значение ницшеанских рассуждений о сверхчеловеке для магометанского мира? Что общего между душой индийца и сопоставлением язычества и христианства?
Обращаясь к Востоку, европейские мыслители надеялись распознать истоки своей европейской культуры. Идея поиска "прародины европейцев" свидетельствовала о желании просветителей постичь мистический опыт Востока, осознать его ценность для европейского развития. Таким образом, одна из причин собственного интереса к восточным культурам и их распространению на европейской почве связана с убеждением, что Запад и Восток когда-то были нераздельны.
культура запад восток россия