Абстрактный экспрессионизм как направление в искусстве ХХ века (на примере творчества Д. Поллока и М. Ротко)

курсовая работа

1.1 Историческая обусловленность возникновения и развития абстрактного экспрессионизма

В тридцатые годы начал свое распространение и сюрреализм, а после - абстрактное искусство. Все эти течения резко увеличили свое процветание во время второй мировой войны, получив также массу сторонников, представителей «парижской школы», которые переехали в Америку --дадаистов, сюрреалистов, экспрессионистов и абстракционистов, таких как голландец Питер Мондриан, немец Макс Эрнст и Кура Зелигман, испанец Сальвадор Дали, французы Андре Бретон, Марсель Дюшан, Ив Танг, Андре Массон и др... Провинциальный «регионализм» начал постепенно отступать перед данной сверхмодной космополитический элитой: США перехватили у Парижа, оккупированного фашистами,роль законодателя самых «изысканных», воинствующе эстетских вкусов.

Навязчивые мистические фантазии американских сюрреалистов остались далеко позади по сравнению с «изобретательностью» приехавшего в Штаты испанца Сальвадора Дали. Принесшая Дали скандальную славу бесстыдная, достигающая почти патологических размеров жажда рекламы и материального обогащения нашла в условиях Америки особо благодарную почву. «Творческие поиски» Дали в этот период были в основном направлены на отражение в искусстве столь актуально звучавшей атомной темы. По его словам, он даже возглавил специальный институт по изучению проблем атомной бомбы применительно к искусствуКрючкова В.А. Проблема содержания в абстрактном искусстве (по материалам дискуссии во Франции 1940-1950-х годов) // Искусствознание. М., 2010. № 1. С. 413.

Особо следует подчеркнуть, что прямыми родоначальниками абстрактного эксперессионизма считаются ранний Кандинский, экспрессионисты, орфисты, отчасти дадаисты и сюрреалисты с их принципом психического автоматизма. Философско-эстетическим основанием абстрактного эксперессионизма во многом явилась популярная в послевоенный период философия экзистенциализма. Абстрактный эксперессионизм продолжил начатое Кандинским и сюрреалистами «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума, логических законов и, более того, -- от традиционных законов цветовых отношений, цветового синтаксиса европейско-средиземноморской культуры. Девизом абстрактных экспрессионистов стала формула: «Освобождение от правил, освобождение от формализма, от господства линейки и циркуля, но в первую очередь -- освобождение свободно струящегося цвета от доктринерских законов формы» (Карл Рурберг). Главным творческим принципом художников абстрактного эксперессионизма стало спонтанное, автоматическое нанесение красок на холст исключительно под влиянием субъективных настроений и эмоциональных состояний. Радость, гнев, страсть, страх, страдание в буквальном смысле слова выплескиваются абстрактными экспрессионистами потоками красок на полотна. Манеры письма самые разные -- от традиционной работы кистью до нанесения красок только шпателем, разливания их из банок, выдавливания из тюбиков, разбрызгивания из пульверизатора и т. п. Соответственно многообразны и возникающие цветовые структуры и по форме, и по цвету (от монохромных до резкого, бьющего по нервам буйства красок, не имеющего никаких аналогов в природе или в традиционной живописи). Разнообразен и спектр воздействия работ абстрактных экспрессионистов -- от черных символических иероглифов Пьера Сулажа и медитативных огромных почти монохромных (с еле заметными тоновыми флюктуациями) полотен Марка Ротко до шокирующих глаз и психику зрителя «диких» по яркости, пластике и синтаксису полотен голландца Карела Аппеля. Однако, по нашему убеждению, кажущаяся хаотичность полотна, как, например, картины под названием «Номер 1А», на самом деле лишена всякой спонтанности.

В годы второй мировой войны и еще более в послевоенные годы сюрреализм с его апологией всех возможных нарушений нормальной человеческой психики был оттеснен на второй план широкой волной чисто абстрактного искусства, ставшего теперь знаменем воинствующей буржуазной культуры. С необычайной быстротой стали возникать различные авангардистские группировки и в большом числе появляться художники, умеющие с удивительной ловкостью и хладнокровием выкачивать огромные суммы денег из богатых «американских дядюшек» за картины, сделанные предельно упрощенным способом -- с помощью пульверизатора, половой тряпки или штукатурной лопатки или просто раздавленных ногой тюбиков краски -- и идеально похожие на сырость на стенах давно не ремонтированного дома или на «дикое мясо» на полузажившей ране. Абстрактное искусство, к которому примкнуло множество различных шарлатанов, успешно спекулирующих на склонности американской буржуазной публики к шумной и дешевой сенсационности, приобрело характер чисто делового предприятия, доходного бизнеса.

Можно с уверенностью говорить о том, что вслед за сюрреализмом абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний.

Первый и наиболее распространенный сегодня стереотип в отношении американского абстрактного экспрессионизма - то, что это искусство истово пропагандировалось и «делалось» американским правительством как флаг западного культурного либерализма, гуманного, демократичного капитализма, и, в частности, поддерживалось ФБР.

Безусловно, это было частично верно, ровно в той степени, насколько искусство русского авангарда было объявлено в 20-х годах знаменем нового советского искусства и мировоззрения. В этом смысле русская и американская культуры бесконечно похожи, с той лишь разницей, что советское правительство в итоге предпочло соцреализм и попыталось как можно скорее избавиться от информации о русском авангарде. В США ситуация была немного другой - это парадоксальное и репрессивное содержание, своеобразный ярлык “праздничного знамени развитого капитализма вместе с Северо-Aмериканской гегемонией”, были навязаны абстрактному экспрессионизму в конце 50-х (более того, расцвет того направление пришелся на более ранние, 40-е годы и начало 50-х годов XX века) с начавшейся в Америке истерии по поводу Холодной Войны. А так как ведущие идеологи этого направления, такие как Климент Гринберг или Мейер Шапиро, - были общепризнанными социалистами, разделявшими идеи марксизма и расового единства, то абстракционизм с момента его зарождения в США было крайне левым течением в американском искусстве.

Художники послевоенной школы сразу же перешли к синтетическому искусству, соединяющему литературный контекст и внешнюю живописную форму, а как следствие пришли к синтезу концептуального творчества и абстрактного. Художники стремились к созданию картины, как «некоего ментального поля, пространственной плоскости, на которую выкладывались элементы визуального текста».

Новая волна абстракционизма заимствует у сюрреалистов 20-х годов XX века их известный тезис об «автоматическом письме», где творчество не имеет ничего общего с сознанием, которое должно быть исключено. Другой аспект новой «беспредметной» или «бесформенной» живописи - отказ от цели художественного произведения, кроме чистой интуитивной живописности.

Как поиски «самовыражения» представителей абстрактного экспрессионизма так называемой «тихоокеанской школы», так и унылая, мрачная черная мазня Франца Клайна лишены всяких идей, чувств, впечатлений жизни, чужды гармонии и ритма.

С перемещением центра абстрактного искусства в Соединенные Штаты Америки в 40-е годы XX, начинается совершенно новая эра в истории ХХ века. Уже в 1934 году Дж. Поллок начинает отдаленно напоминающие уже беспредметную живопись эксперименты, и в 40-х годах начинается новый виток абстрактного искусства - американский абстрактный экспрессионизм.

Явление американского абстрактного экспрессионизма самый плодотворный источник стереотипов и необоснованных обобщений в истории искусства второй половины века.

Во многом эти стереотипы были неадекватно восприняты и русскими художниками, заново открывшими для себя абстрактную живопись в период оттепели, и подобное недопонимание крайне важно для объективной оценки всего послевоенного неофициального искусства в России.

И здесь, на наш взгляд, не лишним будет отметить, что именно экзистенциализм и психоанализ дали теоретическую базу для такого рода творчества.

В некотором смысле "механическая эстетика" футуристов итальянских, в действительности была созвучной русскому конструктивизму и производ-ственному искусству, хоть попытка проектирования для промышленного про-изводства в итальянском футуризме появилась попозже, нежели в России.

Многое в абстрактном экспрессионизме было ассимилировано из внутренней философии и техники росписей и скульптуры американских индейцев, из афро-американского маргинального искусства, из живописи граффити, и из искусства Латинской Америки David Graven. Abstract Expressionism and Afro-American Marginalisation in Abstract Expressionism and Third World Art: A Post-Colonial Approach to “American Art// Oxford Art Journal, 14-1, 1991. P.57-62.. Общеизвестно, что Дж. Поллок относил возникновение его знаменитой техники разбрызгивания краски по холсту в 1947-1948 годах к ассимиляции им методов живописи американских индейцев.

Конечно же, нельзя не учитывать и тот факт, что экзистенциализм и психоанализ предложили определенный теоретический базис для подобного творчества, исключительно субъективного и индивидуального, в отличие от коллективных порывов русского авангарда 20-х, а спонтанность жеста и свобода были провозглашены центральной идеей. Корни американской абстракции находятся в теории интуитивного Бергсона, в «телесности» М. Мерло-Понти.

Итак, мы показали, что возникновение абстрактного экспрессионизма было обусловлено общей тенденцией мировой и в первую очередь западной культуры к сенсационному самовыражению,спонтанной манере письма и свободнойимпровизации. Именно это стало сутьюабстрактного экспрессионизма, которую мы более подробно проанализируем в следующем параграфе.

Делись добром ;)