logo
Творческий подход в работе с коллективом современной хореографии

1.1 Понятие творчества

Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему вглубь веков и неугасающему стремлению создать «теорию творчества», вернее, по многократным попыткам ее построения. Попытки эти, конечно, не были строго научным воспроизведением законов объективной действительности, не представляли собой логически завершенной системы знаний. В большинстве случаев они охватывали, описывали действительность на уровне поверхностей явлений, нередко - фантастики, резко искаженно, идеалистически.

На рубеже 19 - 20 столетий в труде «Введение в теорию и психологию творчества» С.О. Грузенберга начала складываться как специальная область исследования та «наука о творчестве», которая именовалась «психологией творчества». Она вырастала из «теории творчества», существенно не отличаясь от своей предшественницы. Вопросы «теории» и «психологии» творчества рассматривались во многих работах начала 20 века. Такое рассмотрение даже формально объединялось общим названием - «теория и психология творчества». Никаких четких границ между тем и другим не было, одно растворялось в другом.

Ориентировочно представление об истории, общей направленности, характере «теории и психологии творчества» можно составить, например, по зафиксированным впечатлениям наблюдателей того времени.

Однако С.О. Грузенберг свою теорию и вкрапленную в нее психологию не решался отнести к числу научных дисциплин. С его точки зрения, это, скорее, тенденциозная группировка отрывочных фактов и случайных эмпирических данных, выхваченных без всякого метода, без всякой системы и связи из области физиологии нервной системы, невропатологии, истории литературы и искусства.

В свое время творцы науки, техники, искусства, стихийно осуществляемые ими открытия, изобретения вполне удовлетворяли темпы развития общества.

Затем обстоятельства резко изменились. Исследования эффективности творчества оказалось под воздействием острых жизненно важных потребностей. Характерная особенность исследований того времени состояла и в том, что в большинстве из них, как правило, не усматривалось отчетливой связи с производственной деятельностью людей. Внимание сосредотачивалось либо на художественном, либо на научно-философском творчестве. Проблема повышения эффективности созидания ценностей также не была актуальной. Большинство авторов выражали глубокое убеждение в том, что сознательная деятельность людей ни в какой мере не может повлиять на формирование гениальных творцов. В творчестве видели наиболее выраженную свободу проявления человеческого духа, трудно или вообще не поддающуюся научному анализу. Идея о существовании объективных законов творческой деятельности человека, которые могут быть вскрыты и использованы хотя бы в отдаленном будущем в целях повышения творческого потенциала, казалась весьма маловероятной.

До середины 20 века исследованиям творчества не придавалось существенного значения: общество не имело острой потребности в такого рода исследованиях - появление лиц, отвечающим эстетическим требованиям общества было стихийно. Иначе говоря, научно-техническая революция создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. Главная особенность этого этапа связана с резким сдвигом в типе социальной стимуляции исследований творчества в области науки. Если прежде общество не имело острой практической потребности в таких исследованиях и основным стимулом совершенствования данной области знаний оставалась любознательность, то теперь новый стимул требует создание условий управления творческой деятельностью.

И уже во второй половине 20 в. выдающимся психологом Л.С. Выгодским была исследована история развития личности человека, деятельности, выполняемой им. Его исследования доказали, что в каждом человеке заложены задатки творчества с рождения. По его мнению: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Это показывает, что Л.С. Выгодский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Уже из этого легко видеть, что обыденное представление о творчестве не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие произведения литературы, живописи и т.п. Обыватель охотно признает и легко узнает творчество в деятельности Толстого, Пушкина и т. д., и нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества нет вовсе.

Однако творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое.

Суммируя все вышесказанное, наиболее верным необходимо считать современную трактовку понятия «творчество», приведенное в современных словарях. ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. (3, 76)