logo
Теории возникновения культуры

1.3 “Магия сотворила культуру”

Иную концепцию происхождения культуры находим у американского культуролога Льюиса Мамфорда. Этот исследователь пытается переосмыслить роль орудий и машин в сотворении культуры. Он полагает, что К. Маркс ошибался, полагая, что орудия труда занимают центральное место в человеческом развитии. По мнению Мамфорда, существуют серьезные причины для пересмотра всей картины как человеческого, так и технического развития, на котором основывается организация западного общества. Мамфорд Л. Техника и природа человека // Новая техно-кратическая волна на Западе. -- М., 1986.

Мамфорд отмечает, что описание человека, главным образом использующего и изготовляющего орудия труда, стало настолько общепринятым, что простая находка фрагментов черепов вместе с грубо обработанными булыжниками полагается достаточной для того, чтобы объявить о том, что именно здесь рождалась человеческая культура, как раз в результате этой трудовой деятельности. Американский исследователь обращает внимание на такой факт: в течение миллиона лет технология обтесывания камней оставалась неизменной. Но ведь культура развивалась, причем независимо от этих технологических навыков.

Когда культурологи размышляют о прошлом человека, они сильно преувеличивают непреодолимый интерес людей к орудиям, машинам, техническому мастерству, считает Мамфорд. Орудия у древнего человека были такими же, как и у других приматов, -- его зубы, когти, кулаки. Так было в течение долгого времени, пока человек не научился создавать каменные орудия, более эффективные, чем эти органы.

Пока у человека не было инородных орудий (палок, камней), он развивал нематериальные элементы своей культуры, на которые исследователи не обратили внимания. О чем идет речь? Прежде всего человек развивал свое тело. Затем люди развили свою способность производить символы. А с точки зрения технической человек, по мнению Мамфорда, как раз выглядел скорее неудачником. Ведь многие насекомые, птицы, млекопитающие сделали значительно более радикальные новшества. Примем во внимание сложные домики, бобровые плотины, геометрические ульи, урбаноидные (похожие на города) муравейники и термитники.

С самого начала человеческое тело было не просто рабочим инструментом. Человек не просто тренировал руку, мускул и глаз при изготовлении орудий. Даже рука была необыкновенным мозолистым рабочим орудием. Она ласкала тело возлюбленного, прижимала ребенка к груди, жестикулировала, выражала в упорядоченном танце и совместном ритуале трудно передаваемые чувства жизни и смерти. Здесь можно выразить мысль Мамфорда такой формулой: магия создала культуру.

Магия -- это ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Английский этнограф и социолог Бронислав Малиновский стремился построить такую теорию культуры, которая опиралась бы на многочисленные факты. Потребности человека во всем их многообразии, по мнению Малиновского, играют важную роль в понимании культуры.

Малиновский обратил внимание на тот факт, что магия пронизывает все стороны их хозяйственной деятельности, в особенности те из них, которые сопряжены с определенным риском и опасностями, в которых многое зависит от случая. Сельскохозяйственные работы неразрывно переплетены с магией. Даже небольшая охота всегда сопровождается заклинаниями. То же и рыбная ловля, особенно в тех случаях, когда ее результаты непредсказуемы, а удача неотделима от риска, связана со сложной системой магических действий. Малиновский показывает, что сооружение каноэ (лодки индейцев) сопровождается многочисленными заклинаниями, которые произносятся на разных стадиях этой работы -- когда выбирают и сваливают подходящее дерево, когда выдалбливают челнок, когда его раскрашивают, оснащают и на конец спускают на воду. Но так бывает только тогда, когда сооружается относительно крупное судно, предназначенное для хождения по морю. Если же строятся маленькие суденышки, на которых плавают в спокойных лагунах или вблизи берегов, где нет опасностей, никаких магических действий при этом не совершается.

Существует множество заклинаний, которые воздействуют на погоду, то вызывая дождь, то вёдро, управляя солнцем и ветром. Они известны некоторым знатокам, точнее, семействам знатоков, которые передают это знание по наследству и пользуются им, когда их к тому призывают соплеменники. Например, во время военных столкновений, имевших место до того, как на острова пришли законы белых людей, туземцы прибегали к магическому искусству некоторых потомственных профессионалов.

Малиновский отмечает: магия так широко распространена, что, живя среди туземцев, он очень часто совершенно неожиданно оказывался свидетелем каких-либо магических представлений, не говоря уже о тех случаях, когда и сам устраивал дела так, чтобы оказаться на таких церемониях. Заклинания обычно произносятся нараспев под различными растениями. Это происходит в деревне, в хижине самого мага, а затем уже на садовых участках. На сооружении, служащем спальным ложем мага, расстилаются две циновки, одна поверх другой. Собранные травы раскладываются на одной половине верхней циновки и накрываются другой половиной. Слегка приоткрыв свою добычу, маг начинает заклинать нараспев. Губы его прижаты к самому краю циновки так, что ни один звук его голоса не может пропасть даром, все звуки попадают туда, где находятся травы, поглощающие эти звуки вместе с содержащимися в них заклинаниями. Эта процедура поимки голоса, произносящего заклинания, характерна для многих магических распеваний. Когда нужно заколдовать сравнительно небольшой предмет, маг свертывает из листьев нечто вроде раструба, в узкой части которого помещается этот предмет, а заклинания произносятся в широкий конец.

Производство орудий в узком техническом смысле, возможно, восходит к нашим африканским человеческим предкам. Итак, прародина человека находилась где-то в саваннах Тропической Африки. Что же касается вклада этого континента в мировую культуру, например в искусство, то его трудно переоценить. Тех, кого сегодня принято называть африканскими “ремесленниками” -- будь то деревенские кузнецы или лесные резчики по дереву, -- в действительности были новаторами и великими мастерами своего времени.

Американский исследователь Теодор Роззак (р. 1933) в своих работах показывает, что до наступления палеолитической эры (древний каменный век) господствовала другая -- палеотаумическая (от греч. слов, означавших “древний” и “достойный удивления”). Еще не было никаких орудий труда, но уже была магия. Мистические песнопения и танцы выражали суть человеческой природы и определяли ее предназначение до того, как первый булыжник был обтесан для топора. Роззак полагает, что древний человек скорее проявил себя прежде как мечтатель, духовидец, искатель смыслов, творец видений, а уже потом как “человек творящий”, человек орудий труда.

Вот контуры той древней жизни: сначала мистические видения, потом орудия, мандала вместо колеса, священный огонь для жертвоприношений (лишь значительно позднее -- для приготовления пищи), поклонение звездам, а не исчисление по ним времен или ориентиров походов, золотая ветвь вместо посоха пастуха и царского скипетра. Одним словом, по мнению Т. Роззака, молитвенно восторженное восприятие жизни предшествовало практицизму палеолитической эры.