Византийские основы мозаичного искусства Киевской Руси

реферат

Введение

Вопрос о влияниях в развитии искусства не нов. С этим вопросом постоянно сталкиваются все историки искусства. Действительно, чисто автохтонное развитие искусства, не подверженное никаким внешним влияниям, практически никогда не существовало. Поэтому, рассматривая историю искусства и культуры любой страны и любого времени нужно изучать и все те явления, которые влияли на их развитие. Неточное и дискредитированное понятие «влияние» уместно заменить словом «диалог», ибо в широкой исторической перспективе взаимодействие культур всегда «диалогично». Это позволяет напомнить абстрактную схему «диалога», в условиях, когда первый из ее участников обладает большим запасом накопленного опыта, а второй заинтересован усвоить себе этот опыт.

Данная работа посвящена исследованию русско-византийского «диалога» в области монументального изобразительного искусства, а именно, такого её вида как мозаика, где роль первого участника исполняет Византийская империя, а второго - Киевская Русь. Это исследование проводится на основе сравнения мозаичных икон двух самых известных архитектурных шедевров, построенных в эпоху Средневековья - собора святой Софии в Константинополе (Стамбуле) и собора святой Софии в Киеве - и нахождения характерных особенностей, присущих как мозаичным изображениям обоих храмов, так и последним каждого храма в частности. Следует упомянуть, что мозаичные иконы обеих Софий были созданы на протяжении 867-1046 гг., которые охватывают период правления Македонской династии на территории Византийской империи. Именно в это время византийские иконопочетатели после окончательного установления победы над ересью иконоборчества (религиозно-политическое движение в Византии в VIII - начале IX веков, направленное против почитания икон), вновь начали создавать росписи, иконы для храмов Константинополя и других городов. Этот период получил название Македонского Возрождения.

Делись добром ;)