Уральская роспись подносов "Сказы Бажова"

курсовая работа

1.1 Историческая справка

Жизнь соотечественников от мала до велика, обучающихся сегодня в школах, колледжах, вузах, занятых на предприятиях, в крупных учреждениях, где царствуют фабрики-кухни, просторные столовые, буфеты с горячими закусками и прочие виды общепита, невозможно представить без ...подноса. Это древнее изобретение уже несколько тысячелетий служит человечеству в качестве непременного атрибута бытового и дипломатического гостеприимства, праздничных и торжественных застолий. На Русь, как сообщают этнографы, подносы пришли с Востока. Делались они там из меди, олова, латуни, а для коронованных и знатнейших особ - из серебра и золота. Объединял их изъян, свойственный всем цветным и благородным металлам: увесистость, повышенная деформируемость из-за мягкости материала и, наконец, окисляемость поверхности, требовавшей, за исключением золота, постоянной чистки.

В широкий обиход россиян такие подносы вошли еще в XVII в. Однако возникновение "железного дела" на Урале способствовало появлению медных и железных расписных подносов. И уж коли речь зашла о "железном деле", невозможно не вспомнить о Демидовых, заслуга которых перед Отечеством, бесспорно, велика, и особенно о первом из них - Никите Антуфьеве, личности поистине легендарной. Множество грехов приписывалось бывшему тульскому кузнецу, но даже отъявленные хулители и завистники признавали его мощную энергию, деловую хватку и трудолюбие. И совсем уж неслучайно пользовался Демидов доверием царя Петра: исполнял заказы сноровисто, по-иноземному добротно и брал недорого.

Именно "Демидычу" поручил государь испытать образцы руд, найденных горщиками Верхотурского воеводы Д. Протасова. Фузеи из магнитного железняка с Тагила и Нейвы вышли отменные, с прочнейшими стволами. "Руда сия, - докладывал туляк нетерпеливому царю, - плавится с выгодою, а железо из оной в оружейном деле ни много не хуже свейского".

По царскому указу от 4 марта 1702 г. Невьянский завод передавался во владение Никите Демидову. В первую очередь ему ставилась задача увеличить выплавку металла и производить как можно больше пушек, мортир, фузей, палашей, тесаков и прочего батального снаряжения. Синекурой здесь и не пахло. Накоротке знакомые с царем железозаводчики-арендаторы вовсе не были бесконтрольными князьками, как их привыкли изображать. За недоплату податей, сдачу бракованных изделий им грозила такая же расправа, как и закрепощенным невольникам: коль скоро победа над шведами во многом ковалась в тылу, производственный "регламент" подчинялся законам военного времени. И головы за провинность снимались независимо от того, к какому сословию принадлежали жертвы.

Дальновидный туляк начал развивать железную промышленность не на голом месте. Знал Демидов, что на Урале по западному и восточному склонам хребта давно уже лепились "мужицкие заводы" - кричные домницы русских поселенцев, мануфактурные предприятия братьев Тумашевых, Ульяна Кузнецова, Федора Молодого и других смельчаков. Однако себестоимость продукции у них при дороговизне сырья достигала таких высот, что рисковавших безоглядно вскоре постигло полное банкротство.

Делись добром ;)