logo
"Голубая роза" - объединение художников-символистов

Становление художников-символистов

художественный объединение голубой роза

2003 год для отечественного искусства был богат на юбилеи, значимость которых трудно как преувеличить, так и приуменьшить: 125 лет со Дня рождения исполнилось выдающимся деятелям искусства ХХ века художникам Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину, Павлу Варфоломеевичу Кузнецову, скульптору Александру Терентьевичу Матвееву.

Все три юбилея были отмечены значимыми событиями в области культуры. На родине К.С. Петрова-Водкина в г. Хвалынске, в августе 2003 года прошла всероссийская конференция "К.С. Петров - Водкин и ХХI век", в Саратове, родине П. В. Кузнецова в ноябре 2003 г. состоялась конференция, посвященная этому художнику. Одновременно в стенах Саратовского Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева открылась юбилейная выставка работ П.В. Кузнецова из собрания Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского музея, собрания музея Радищева.

В 2002 году 125 лет со дня рождения исполнилось другому известному живописцу Петру Саввичу Уткину. В доме Павла Кузнецова - мемориальном музее художника в Саратове прошел целый ряд небольших выставок, посвященный юбилярам, объединенный названием "Друзья". В музее - усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова в это же время появилась небольшая фотоэкспозиция "Встреча на Плац-параде", рассказывающая о молодости будущих деятелей искусства, их отношениях с В. Э. Борисовым - Мусатовым, оказавшим на них огромное влияние.

Событие 2004 года - столетие со дня открытия в Саратове выставки "Алая роза", организаторами и активными участниками которой были неразлучные в то время Павел Кузнецов и Петр Уткин.

Мемориальные музеи В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова, К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске активно работают в направлении популяризации творческого наследия художников Саратовской школы, придают большое значение воспитанию подрастающего поколения в духе любви к истории своего края. В марте 2004 году состоится III Областной конкурс Детского рисунка и конкурс юных искусствоведов "Мир Мусатова", который будет посвящен столетию выставки "Алая роза". Задача конкурса этого года как можно полнее рассказать маленьким гражданам Саратова и области о наших знаменитых земляках - художниках, о культурной жизни Саратова рубежа ХIХ - ХХ веков.

Расцвет культурной жизни Саратова конца восьмидесятых - девяностых годов ХIХ века и самого начала ХХ не был явлением случайным или исключительным. И в других провинциальных городах России в это время наблюдается стремление приблизиться в области культуры к Москве и Петербургу. В Саратове в эти годы сменяют друг друга сильные оперная и драматическая труппы. Возникает Музыкальное общество, при нем - хорошо поставленное училище. Но наибольшее значение для Саратова имело открытие весной 1885 года первоклассного, в течение многих лет лучшего в провинции Радищевского художественного музея. Открытие музея дало толчок к организации в 1887 году Саратовского общества любителей изящных искусств.

Уровень художественной студии был настолько профессионален, что позволял ее ученикам выдерживать экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества или в Академию художеств в Петербурге. Было в ней два отделения - рисования и живописи. Первым руководил Василий Васильевич Коновалов, выпускник Академии; вторым - итальянец, уже много лет живший в Саратове - Гектор Павлович Сальвини-Баракки. Оба они внесли немалую лепту в формирование сначала В.Э. Борисова - Мусатова, затем Павла Кузнецова и Петра Уткина.

Впервые В.Э. Борисов - Мусатов познакомился с Кузнецовым, Уткиным, Матвеевым, скорее всего в 1894 -1896 годах. С самого первого знакомства художник начал оказывать огромное влияние на своих младших товарищей. Это определялось и его творчеством, и личностью, его культурой, образованностью, "современностью". На каждом этапе своего собственного пути он одарял окружающих его юношей новыми знаниями, новыми ценностями.

1897 - 1902 г.г. - период учебы всей компании в Москве, где с саратовцами сближаются их сверстники Мартирос Сарьян, Сергей Судейкин, Н. Сапунов, Феофилактов, Арапов, Ульянов. Ядром кружка стали волжане Кузнецов и Уткин и почти сразу присоединившийся к ним Петров-Водкин. Свои воспоминания о себе и своих земляках в этот период Петров - Водкин оставил в своей книге "Пространство Эвклида". Вскоре волжская компания пополнилась саратовцем Матвеевым, поступившим в училище в 1899 г. Молодежь общается и непосредственно учится у таких выдающихся художников как В. Серов, К. Коровин, И. Левитан. В "Пространстве Эвклида" Петров-Водкин пишет, что центр студенчества составляли натуралисты, но, однако, не им было суждено сыграть через несколько лет решающую роль в поступательном развитии русского искусства. "Эта роль предназначалась той части молодежи, которая, освоив в период ученичества достижения новаторов конца восьмидесятых - девяностых годов - Левитана, Серова, Коровина, - пошла затем дальше своих прямых учителей, написав на знаменах имена Врубеля и Борисова - Мусатова." Русакова А. Павел Кузнецов. - Л., 1996. - С. 23.

В 1902 году Павел Кузнецов, Петр Уткин, К. Петров-Водкин вернулись в Саратов. Возобновляется их дружба с Мусатовым. Художники вместе работают на этюдах, ведут разговоры об искусстве. "Молодые волжане оказываются теперь не только почтительно слушающими его учениками, но соратниками в искусстве, а вскоре станут и продолжателями его исканий"Там же. - С. 36.

В 1902 году Павел Кузнецов, Петр Уткин, Кузьма Петров-Водкин получают большой заказ на исполнение росписи интерьера церкви Казанской божьей матери в Саратове. Команда молодых дерзателей выполнила всю эту роспись в течение лета и начала осени 1902 года. Интересно и живо описывает все события, связанные с работой над росписями К.С. Петров-Водкин в своей книге "Пространство Эвклида". Деятельность молодых художников одобрительно воспринял В.Э. Борисов-Мусатов. Мусатов расценивал создания своих друзей как "вещи, страшно талантливые", как "художественно оригинальные картины". Однако всего этого не увидели и не поняли заказчики. Грандиозное предприятие по росписи Казанской церкви закончилось полным провалом. "Сиротой поруганной повис наш молодой задор на стенах церковки", - подытожил Петров-Водкин.

"Крамольные росписи" были варварски сбиты со стен. Вокруг события развернулась бурная полемика, начавшаяся в Саратове и продолженная в Москве. Она вскрыла глубину конфликта консервативно-традиционного мышления в искусстве и смелого новаторства, каким начинался новый, XX век.

В январе 1904 года в Саратове, в залах Саратовского музыкального училища, состоялся, организованный другом Мусатова Михаилом Букиником "Вечер нового искусства", привлекший большое внимание культурной общественности города. В провинциальный Саратов съехались московские знаменитости: поэт-символист Константин Бальмонт, пианист Александр Гольденвейзер, артистка московского художественного театра А. Адурская. Это была попытка объединения разных искусств в единый художественный образ. Вечер вызвал новый шквал возмущенной критики. Но убийственная критика не только не охлаждала художников, а, казалось, наоборот, подхлестывала и придавала энергии их действиям. Новое, набирая силу, наступало все смелее и решительнее.

27 апреля 1904 года в колонном зале Саратовского дворянского собрания открылась необычная выставка под поэтичным названием "Алая роза". В выставке участвовали все члены содружества: А. Арапов, И. Кнабе, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, Н. Феофилактов. К.С. Петров-Водкин, к тому времени отошедший от группы, в выставке не участвовал. Организаторами стали П. Кузнецов и П. Уткин. В качестве почетных участников были приглашены и три художника старшего поколения - Врубель, Мусатов и Е.В. Александрова (жена Мусатова). Привлечение на выставку Врубеля и Мусатова еще раз доказывает, как ясно видели свою связь с ними, Кузнецов и его друзья. Именно их, и только их считала молодежь предшественниками того декоративного символизма, к которому она стремилась. Ведь ни Серов, ни Коровин непосредственные руководители и преподаватели, к тому же уважаемые и любимые не были приглашены участвовать в выставке.

"Алая роза" не отличалась целостностью. Здесь было еще немало натурных этюдов. Так, П. Кузнецов дал на выставку серию картин и этюдов, Уткин - волжские пейзажи 1901-1902 годов. Работы такого плана выставил под псевдонимом М.В. Волгин - Михаил Варфоломеевич Кузнецов, преданные ученик Серова. Два пейзажа в серовском духе показал В. Половинкин.

Демонстрируя ранние работы, Кузнецов и Уткин подчеркивали этим изменения, произошедшие в их творчестве за последние два года. Их живопись численно доминировала на выставке (у Кузнецова - 31 работа, у Уткина - 34), центральное место занимали панно. В работах Уткина более "умеренных", чем произведения Кузнецова, чувствовалось довольно ясно влияние его энергичного и целеустремленного друга.

Пейзажное панно и полудекорации - полувоспоминания о спектаклях экспонировал Сапунов. Этот тончайший колорист пытался в цветовых сочетаниях передать звучание музыки Чайковского - один из ярких примеров столь характерного для русского символизма стремления слить музыку с живописью, обозначить цветом звуки.

Три поэтичные аллегорические композиции ("Эрос", "Леда и лебедь", "Купальщицы") с легким намеком на эротизм, смягченные символисткой дымкой, выставил Судейкин. Впервые показал кавказские пейзажи и фантазии на темы сказочного Востока М. Сарьян ("Аул", "В горах", "Восточная легенда"). Менее значительными, но выдержанными в том же роде работами участвовали в выставке И. Кнабе, А. Арапов и подражающий Бердсли Н. Феофилактов. Значительное место предоставили майолике "в новом стиле" из "Бутырского Абрамцева".

Выставка - первая демонстрация произведений художников, вступивших на стезю декоративизма и живописного символизма, - производила дерзкое, неожиданное впечатление. С симпатией отнесся к выступлению своих молодых друзей Мусатов. В июне 1904 года он писал Дягилеву: "По приезду в Саратов застал выставку "Алой розы", которую организовали Кузнецов и Уткин, знакомые Вам по Мамонтову. Ради любопытства посылаю Вам фотографии и газету с критикой на эту выставку. Вот какие бывают теперь в провинции выставки и вот как их критикуют" История русского искусства. Т. 10, Кн. 2. - М., 1991. - С. 15-16. К письму была приложена статья из "Саратовского листка", в которой снова и снова звучали обвинения художников в декаденстве, безграмотности, бездарности. Не удостаивая внимания остальных, критик сосредотачивал удар на П. Кузнецове и Уткине.

Газетная травля в сочетании с проигрышем дела о росписях церкви Казанской божьей матери (в апреле 1904 года) и последующим их уничтожением заставило Кузнецова навсегда отказаться от мысли сделать Саратов "плацдармом боев за новое искусство". Борьба за его внедрение, за завоевание места под солнцем переносилось в Москву.

Кто первым назвал выставку "Алой розой" - неизвестно. Воспоминания о том весьма путаны. Впрочем, это не так уж и важно. Важнее другое - почему, что означал данный символ. Взятый ими символ означал, что их задача в искусстве - "быть цельными, всегда собою, быть, как цветы" Мастера "Голубой розы": Каталог выставки. - М: Эксмо, 1995. - С. 78 . "Алая роза" стала первым групповым выступлением русских художников-символистов. Она бросала вызов скуке и прозе жизни, провинциальным вкусам, традиционным, устаревшим представлениям в искусстве. Отчетливо обнажилась тенденция "оторваться" от земли и найти средства для выражения в пластике изобразительного искусства того, что относится к сфере духа.

Вторая выставка - «Голубая Роза», также как и организовавший ее журнал «Золотое руно», проводилась на средства Николая Рябушинского. Это был сын известного промышленника Павла Рябушинского, один из восьми братьев Рябушинских, владельцев банков и текстильных предприятий. Все они играли важную роль в общественной жизни России.

Владимир - гласный городской думы. Павел Павлович - выпускал газету «Утро России», позволявшей на своих страницах критику кабинета министров, и в то же время приносила своему издателю немалый доход. Дмитрий был профессором, член-корреспондентом Французской академии наук, работал в области аэродинамики. Николай Рябушинский страстно любил живопись, он соперничал с петербургским объединением «Мир искусства», покровителем которого был Александр Дягилев.

Но нельзя сказать, что старания его были напрасны. Выставка «Голубая роза» устроенная им в 1907 году в доме номер 8 на Мясницкой имела огромное художественное значение.

Она стала первой в истории русского искусства Серебряного века. Участниками выставки были художники Павел Кузнецов, Николай Сапунов, Николай Крымов, Сергей Судейкин, Мартирос Сарьян. В результате под названием «Голубая роза» образовалось целое художественное объединение. Название выставки и объединения, а также стилистика работ участников была тесно связана с эстетикой символизма. Голубой цвет - цвет неба, воды, бесконечного пространства - олицетворял поэтическую мечту и реальность, тоску и надежду. Предположительно, это название предложил Валерий Брюсов.

Костяк объединения составляли участники первой выставки «Алая роза», прошедшей в 1904 г. в Саратове.

Выставка в 1907 г. имела огромный успех в Москве. Все художники, участвующие в ней стали знамениты. Э. Борисов-Мусатов и М.А. Врубель. сыграли знаковую, вдохновляющую роль в творчестве всех «голуборозовцев». В этот круг (бывший не уставным объединением, а именно неформальным кружком) вошли П.П. Бромирский, Н.П. Крымов, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев, братья Н.Д. и В.Д. Милиоти, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, П.С. Уткин, Н.П. Феофилактов, А.В. Фонвизин и др. (в том числе сам Рябушинский, который был художником-любителем).

Залы были декорированы серебристо-серыми и голубыми тканями, обставлены стильной мебелью, украшены портьерами и живыми цветами. Звучала музыка русских композиторов, читали стихи Белый и Брюсов. Выставку посетило более 5 тысяч человек. Вот так в доме номер 8 по Мясницкой улице соединились, казалось бы, несоединимое - капитал, производство, торговля и нематериальные ценности, духовность, искусство.