logo
Феномен "серебряного века" в русском искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков

1.Своеобразие «серебряного века»

«Серебряный век» -- самый весомый вклад России в мировую культуру. Интеллектуальная жизнь тогдашней России отличалась небывалой насыщенностью, стремлением продолжить многие ценные художественные традиции, пересмотреть мировоззренческий багаж и обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, выработанные общечеловеческой культурой, и вместе с тем характеризовалась множеством экспериментов с их принципиальной установкой на «новизну».

Размежевание творческих сил привело к расколу художественного мира на два полярных сознания, определившихся альтернативным восприятием эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил и образцов. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма, абстракционизма, авангардизма в живописи, символизма в музыке. Наряду с традиционным и обновляющимся реализмом господствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм -- новая форма романтизма.

В творчестве (как и в сложной социальной жизни) заявляло о себе чувство личности в человеке, его достоинства и ценности. Оно проявлялось в самых противоречивых и многообразных отношениях -- к религии, истории, революции и ее различным силам, к природе, в разных соотношениях сознательного и бессознательного в структуре самой личности -- в важнейших аспектах -- личность и свобода, личность и народ, личность и культура, социальная детерминированность трагедии интеллигенции, разрушение личности интеллигента, его трагическое одиночество, раздвоение и т.д.

В социокультурном процессе давал себя знать уровень исторического синтеза, глобализация истории. Сама личность художника и его героя становилась более динамичной, ощущая свою вовлеченность в круговорот современной жизни. По существу, такое понимание личности на рубеже веков было унаследовано всем XX в.

Не случайно проблема свободы, в том числе свободы творчества, выдвинулась в центр общественных и литературно-философских дискуссий. Ленинское понимание свободы творчества как осознанное подчинение литератора целям большевиков было убедительно оспорено философом Н. Бердяевым и поэтом В. Брюсовым.

«Серебряный век» справедливо называют временем «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности. Возникают разнообразные соединения с их расширением и обогащением диапазона средств -- углублением выразительных возможностей каждого вида искусства под определенным воздействием другого, что говорит о возрождении идей романтизма в синтезе искусств. Примат «музыкального» сказывается в творчестве А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, В. Иванова, И. Анненского, М. Кузмина; «звучащие» полотна И. Левитана, М. Нестерова, В. Борисова-Мусатова, Н. Рериха, М. Чюрлениса, взаимообогащающие творческие искания А. Скрябина и поэтов К. Бальмонта,

В. Иванова. Сочетание разных художественных языков позволяло воспринять образное содержание синтетического произведения с разных сторон. Идеалом времени становится художник универсального типа, идеалом слияния искусств -- театр. Театрализация пронизывает все творчество художников Новейшего времени. Более того, в представлении творческого человека рубежа веков театральностью охвачено не только искусство, но и сама жизнь -- вечная игра, непрестанный спектакль, где каждый играет свою роль. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении о мире как о вечной игре.

Художественное сознание «серебряного века» воплощало в себе разнонаправленные творческие интересы в сфере всей русской культуры. Остро звучала проблема назначения искусства в жизни общества и общественной миссии художника, в творчестве которого проявлялось как возросшее внимание к прошлым эпохам искусства, так и стремление к обновлению.

Ментальность «серебряного века» -- культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» -- святого и звериного, Христа и Антихриста, интегрального способа осмысления времени и Я в нем через настойчивые мотивы свободной воли, поиска Бога, смерти.

«Русский духовный ренессанс» стал наиболее плодотворным этапом для русской философии и культурологи. В русской ренессансной философии Добро и Зло мира становятся абсолютами-родниками, которые питают непреходящие понятия русского менталитета.

Особую роль в культуре «серебряного века» сыграла русская интеллигенция, фактически являясь ее средоточием, воплощением и смыслом. В известных сборниках «Вехи», «Смена вех», «Из глубины» и других ставился вопрос о ее трагической судьбе как социокультурной проблеме России.

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они не только дали уроки словесного мастерства, но и обогатились новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс стал основанием целого направления в культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. По словам академика Д. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века»... Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования, по сути, преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания.

2.«Серебряный век» в русской культуре

На рубеже XIX-XX вв. происходило становление новых областей науки (воздухоплавания, ракетодинамики, биохимии, радиогеологии и пр.).

В области гуманитарных наук большое значение приобрела философия, в особенности религиозная, основы которой были заложены еще в конце XIX в Владимиром Сергеевичем Соловьевым. Эпоха религиозно-философского ренессанса отмечена целым созвездием блестящих мыслителей (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Д.С.Мережковский, Г.П.Федотов и др.), философия русского космизма ( Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский).

Философско-религиозный ренессанс стал основанием целого направления в культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. По словам академика Д. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века»... Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования, по сути, преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал в сегодняшнем и завтрашнем пути России.

Литература Серебряного века продолжила реалистическое направление и одновременно выразилась в новых художественных течениях: неоромантизме, декаденстве, многие мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма. В то же время идею соединения религиозно-мистических мотивов с защитой традиций крестьянской культуры исповедовали крестьянские поэты. Ни одна эпоха не дала такого числа литературных течений и такого обилия деклараций собственной исключительности. На небосклоне русской вспыхнули десятки звезд первой величины - от К.Д.Бальмонта и А.А.Блока до Н.С.Гумилева и совсем молодых М.И.Цветаевой, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой.

Открытие в Москве в 1898г. Художественного театра, основанного К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко, стало невиданным сценическим экспериментом. В то же время и не менее интересно в русском театре экспериментировал родоначальник метафорического театра В.Э.Мейерхольд.

Развитие музыкального театра эпохи также связано с поисками новых форм как в императорских, так и в частных. В творчестве композиторов нового поколения усиливался интерес к философско-этическим проблемам и к самым современным формам (модернизм).

Появление новых строительных материалов позволило применять новые художественные приемы, стили. Архитекторы рассматривали детали средневекового зодчества сквозь призму модерна и создавали особое его направление - неорусский стиль, неоромантизм. Модерн - один из наиболее последовательных стилей в архитектуре, так как подразумевает ансамблевый подход, гармоничное сочетание архитектуры, интерьера, скульптуры, живописи, декоративной отделки. Как и архитектура, скульптура освобождалась от эклектизма. Связано это с влиянием импрессионизма.

Начало ХХ века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления. В живописи взамен реалистического метода также утверждались импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, примитивизм, абстракционизм ( А.П.Остроумова-Лебедева, М.В.Добужинский, А.Я.Головин, И.Я.Билибин, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев, М.А.Врубель, В.А.Серов, В.Кандинский, А.Явленский, М.Веревкин и другие).

Русская наука, естественно-научная мысль вышла на одно из первых мест в мировой науке (И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, И.И.Мечников, Н.И.Пирогов, Д.И.Менделеев, А.С.Попов, П.Л.Чебышев, И.И.Павлов и др.).

Серебряный век русской культуры - время исканий и замечательных находок, ставших вкладом не только в русскую, но и мировую культуру.