Исторические предпосылки возникновения народно-сценического танца
Первоначально следует определить, что мы понимаем под народно-сценическим танцем.
Народно-сценический танец-- а) в целостном понимании это народный танец и варианты его интерпретации в рамках сценического пространства и по законам театрального действия.
б) в структурном плане термин отражает стили исполнения, связанные со средой возникновения и существования: народный (бытовой, фольклорный) с традициями исполнения и национальным многообразием; сценический (родившийся в недрах балетного спектакля), по своей выверенности, координационному совершенству предполагающий крепкую основу школы классического танца.
Народно-сценический танец можно определить как исторически выработанную, устойчивую систему выразительных средств хореографического искусства в сценической трактовке многообразия танцев, сложившихся на протяжении нескольких веков у многих народов.
Однако в среде хореографов-практиков и теоретиков, а также критиков и балетоманов не существует единого мнения в отношении терминологии, связанной со сценической практикой народного танца. В дискуссиях, исторических очерках, мемуарах, учебниках сделаны попытки поиска единого определения. В зависимости от профессионального опыта, эстетических взглядов, осведомленности в обсуждаемом вопросе, возник ряд взаимодополняющих или взаимоисключающих понятий: «характерный», «народно-характерный», «народный академический», «сценически-народный», «характерная классика». Наиболее устойчивыми из перечисленных являются «характерный» и «народно-сценический».
Понятие «характерный танец» имеет истоки своего возникновения, а также и оттенки явлений, им характеризующихся.
Обратимся к процессу становления и качественной трансформации характерного танца под влиянием тенденций развития западного и отечественного театра и к определению специфики и динамики понятийного и содержательного в народном танце, как танце сценическом.
Проникновение народного танца в недра балетного искусства началось в период подготовки последнего к самоопределению в самостоятельный вид музыкального театра. Возникновению балета предшествовала богатая, обширная история танца. Зрелища, созданные в далеком прошлом в Древней Греции, Древнем Риме, Древней Индии, Японии, Китае и др. странах, отражали опыт своего времени и дух своего народа, опирались на черты национального искусства.
IX - XII вв
народный сценический танец балетный
Зачатки народности и характерности балетного искусства прослеживаются в деятельности актеров-профессионалов синтетического типа. Бурно расцвело искусство бродячих жонглёров, трубадуров, менестрелей. Возникнув в IX - XII вв., оно набирало силу и вырабатывало черты профессионализма. Бродячие актеры сыграли большую роль в распространении и развитии выразительных средств народных плясок. Их движения, подсмотренные в народных зрелищах, отличались виртуозностью и разнообразием темпа, амплитуды, положений рук и корпуса. В этих выступлениях оттачивались и выкристаллизовывались танцы разных видов: быстрые, резвые в дальнейшем получившие названия «бранль», «гальярда», «сальтарелла», и медленные - благородные бассдансы. Это были истоки будущего разделения сценического танца на «низкий» и «высокий», «классический» и «характерный». Интенсивной становится театрализация танца.
- 2.1. Практические аспекты обучения народно–сценического танца в подростковой группе. Методы и средства обучения народно–сценического танца
- 1.3. Обучение народно-сценическому танцу и традиции национальной хореографической культуры
- Пример урока по народно-сценическому танцу.
- 3. Методика народно–сценического танца
- 2.4 Методические основы обучения народно-сценическому танцу
- Тема 15. Польский народно-сценический танец
- Тема 14. Венгерский народно-сценический танец
- Народные танцы
- 2. Танец классический, народный (фольклорный), характерный (народно-сценический).