4. Музыкальное искусство Киевской Руси
Музыкальное искусство восточных славян времени Киевской Руси достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют фольклорное наследство, древнерусское культовое пение, музыка княжеского двора, ратная (военная) музыка.
В устной народной традиции продолжают развиваться игры, календарные и семейно бытовые песни, похоронные плачи и причитания, их самые давние образцы сохранились в небольшом количестве.
Течение времени предопределяло новые народно-песенные жанры. Среди них самый значительный -- былинный эпос, который активно развивался в Х ст. В былинах в художественно поэтической форме отражалась борьба народа за независимость, воплощались патриотические идеи, представление о героях-богатырях, наделенных мудростью, силой, красотой. Такими являются былинные герои Илья Муромец, Добриня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович. История сохранила также имена народных певцов былин -- Бояна, Митуси, Ора, упоминания о которых встречаются в "Слове о полку Игоревым", Ипатиивскому летописи, но др.
Носителями народного искусства были скоморохи. Эти одаренные исполнители-импровизаторы совмещали качества актера, танцора, певца, музыканта-инструменталиста, акробата. Они были постоянными участниками народных развлечений, праздников, торжественных событий; нередко их приглашали к боярским и княжеским дворам. Лишь церковь негативно относилась к этим "веселым молодцам", как их называли в те времена. Большой интерес представляет музыка княжеского двора. По свидетельству историков, начиная с середины Х ст. приемы иностранных послов проходили под музыкальное сопровождение. Этот обычай внедрила княгиня Ольга, которая во время своего пребывания в Константинополе в 945 г. была поражена игрой на разных инструментах, в частности органе. Вероятно, именно с того времени орган распространяется на Руси.
По мнению исследователей музыкальной культуры Киевской Руси, князья удерживали при дворе профессиональных музыкантов-инструменталистов, певцов, танцоров. Участниками княжеских развлечений, праздников в княжеских палатах были певцы -- сказатели былин, скоморохи. Музыка сопровождала ратные походы княжеских боевых жен. Главную роль здесь играли духовые и ударные инструменты. Богатство и разнообразие инструментария свидетельствуют о высоком уровне музыкального искусства времени Киевской Руси.
Какими же были музыкальные инструменты? Это струнные смычковые -- гудок, дерг; щипковые -- лютня, гусли, псалтырь; духовые -- рога, трубы, горны, свистки, свирели, дудки, волынки, органы; ударные -- бубны, тарелки, колокольчики, погремушки. Важную роль играли церковные звоны, которые извещали о наступлении врага, пожар, сзывали людей на вече.
Уникальные сведения об инструментарии Киевской Руси дают фрески Софийского собора. На них, в частности, изображено музык, которые играют на духовых и струнно-щипковых инструментах. В культурно-художественном наследстве Киевской Руси главное место занимает церковное пение. Древнерусские единогласные церковные напевы назывались знаменательным распевом (от давньословянського "знамя" -- знак). Соответственно и восточнославянская нотация знаменательного распева называлась знаменательной, или крюковою. Заимствованный из Византии, знаменательный распев обогатился народнопесенными традициями восточных славян. Да, в интонировании текстов заметное влияние древнерусского эпоса, плавильных песен и похоронных плачей. Основой знаменательного распева стали "гласи" -- хоровые монодии. Знаменательный распев был чисто вокальным, без сопровождения. Его красота и самобытность вызывали восхищение у многих иностранных путешественников.
В Киевской Руси появились центры учебы пения. Важную роль в формировании и распространении музыкальной традиции играла Киево-Печерская Лавра. Богатое и разнообразное наследство времен Киевской Руси стало крепкой подпочвой для формирования профессиональной музыкальной культуры украинского народа.
- 2. Духовная культура Киевской Руси.
- 2. Духовная культура Киевской Руси.
- Особенности рукописной книги Киевской Руси. Остромирово Евангелие
- Элементы редактирования в рукописной книге
- Рукописная книга на Руси XI – XVII вв.
- Тема 7: Культура Киевской Руси.
- 2. Письмо и книга эпохи киевской руси
- 15. Особенности рукописной книги Киевской Руси. Остромирово Евангелие.
- Вопрос № 13 (Рукописная книга др. Руси)