logo
Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

4. Музыкальное искусство Киевской Руси

Музыкальное искусство восточных славян времени Киевской Руси достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют фольклорное наследство, древнерусское культовое пение, музыка княжеского двора, ратная (военная) музыка.

В устной народной традиции продолжают развиваться игры, календарные и семейно бытовые песни, похоронные плачи и причитания, их самые давние образцы сохранились в небольшом количестве.

Течение времени предопределяло новые народно-песенные жанры. Среди них самый значительный -- былинный эпос, который активно развивался в Х ст. В былинах в художественно поэтической форме отражалась борьба народа за независимость, воплощались патриотические идеи, представление о героях-богатырях, наделенных мудростью, силой, красотой. Такими являются былинные герои Илья Муромец, Добриня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович. История сохранила также имена народных певцов былин -- Бояна, Митуси, Ора, упоминания о которых встречаются в "Слове о полку Игоревым", Ипатиивскому летописи, но др.

Носителями народного искусства были скоморохи. Эти одаренные исполнители-импровизаторы совмещали качества актера, танцора, певца, музыканта-инструменталиста, акробата. Они были постоянными участниками народных развлечений, праздников, торжественных событий; нередко их приглашали к боярским и княжеским дворам. Лишь церковь негативно относилась к этим "веселым молодцам", как их называли в те времена. Большой интерес представляет музыка княжеского двора. По свидетельству историков, начиная с середины Х ст. приемы иностранных послов проходили под музыкальное сопровождение. Этот обычай внедрила княгиня Ольга, которая во время своего пребывания в Константинополе в 945 г. была поражена игрой на разных инструментах, в частности органе. Вероятно, именно с того времени орган распространяется на Руси.

По мнению исследователей музыкальной культуры Киевской Руси, князья удерживали при дворе профессиональных музыкантов-инструменталистов, певцов, танцоров. Участниками княжеских развлечений, праздников в княжеских палатах были певцы -- сказатели былин, скоморохи. Музыка сопровождала ратные походы княжеских боевых жен. Главную роль здесь играли духовые и ударные инструменты. Богатство и разнообразие инструментария свидетельствуют о высоком уровне музыкального искусства времени Киевской Руси.

Какими же были музыкальные инструменты? Это струнные смычковые -- гудок, дерг; щипковые -- лютня, гусли, псалтырь; духовые -- рога, трубы, горны, свистки, свирели, дудки, волынки, органы; ударные -- бубны, тарелки, колокольчики, погремушки. Важную роль играли церковные звоны, которые извещали о наступлении врага, пожар, сзывали людей на вече.

Уникальные сведения об инструментарии Киевской Руси дают фрески Софийского собора. На них, в частности, изображено музык, которые играют на духовых и струнно-щипковых инструментах. В культурно-художественном наследстве Киевской Руси главное место занимает церковное пение. Древнерусские единогласные церковные напевы назывались знаменательным распевом (от давньословянського "знамя" -- знак). Соответственно и восточнославянская нотация знаменательного распева называлась знаменательной, или крюковою. Заимствованный из Византии, знаменательный распев обогатился народнопесенными традициями восточных славян. Да, в интонировании текстов заметное влияние древнерусского эпоса, плавильных песен и похоронных плачей. Основой знаменательного распева стали "гласи" -- хоровые монодии. Знаменательный распев был чисто вокальным, без сопровождения. Его красота и самобытность вызывали восхищение у многих иностранных путешественников.

В Киевской Руси появились центры учебы пения. Важную роль в формировании и распространении музыкальной традиции играла Киево-Печерская Лавра. Богатое и разнообразное наследство времен Киевской Руси стало крепкой подпочвой для формирования профессиональной музыкальной культуры украинского народа.