logo
Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере

1.5.2 Финансирование организаций культуры

Этапы изменения системы финансирования.

До конца 80-х годов XX века в сфере культуры по способу финансирования выделялись три типа организаций:

полностью финансируемые из бюджета (библиотеки, телевидение) -- финансировались по смете в соответствии с бюджетным классификатором статей затрат;

самоокупаемые (цирки) -- возмещали свои расходы и образовывали прибыль;

дотируемые (все остальные организации культуры) -- получали дотацию на покрытие разницы между доходами и расходами.

С конца 80-х годов XX века при переходе организаций культуры на новые условия хозяйствования закладываются основы многоканальной системы финансирования. Организациям предоставлено право привлекать внебюджетные средства за счет оказания платных услуг и получения добровольных взносов от предприятий и отдельных граждан. Бюджетные средства выделяются единой суммой и трактуются как особый вид доходов организаций культуры, обусловленный социальной полезностью результатов их деятельности. Средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения величины бюджетных ассигнований. Не использованные организацией средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования следующего года. Организации самостоятельны в расходовании финансовых средств в рамках добровольно выбранной модели распределения дохода.

Попытки совершенствования способов и механизмов финансирования бюджетных учреждений культуры путем внедрения "бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)". В концепции БОР заложен принцип финансирования не сложившихся затрат бюджетных учреждений, а государственного или муниципального социального заказа (задания), определяемого приоритетами соответствующей культурной политики.

БОР как альтернатива сметному (затратному) финансированию. Применение БОР во многих странах мира в качестве инструмента рационализации и повышения эффективности использования бюджетных расходов.

Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений в России.

Каналы финансирования:

прямое бюджетное финансирование;

косвенное бюджетное финансирование;

внебюджетные средства.

А) Прямое бюджетное финансирование:

капитальные вложения (инвестиции) -- средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение;

бюджетные (текущие) ассигнования -- бюджетные средства, выделяемые по смете на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются принципы определения величины бюджетных ассигнований и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средства используются исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства;

целевое финансирование -- бюджетные средства, предоставленные на конкурсной основе на реализацию культурных проектов по договорам, заключенным с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Основной формой целевого бюджетного финансирования является финансирование по программам и проектам.

Б) Косвенное бюджетное финансирование.

Налоговые льготы.

Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне.

Права органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот:

освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая поступает в региональные и местные бюджеты;

освобождение от уплаты региональных и местных налогов. Государственный курс на сокращение налоговых льгот.