logo
Электронный документ и его место в сфере электронного библиотечного фонда

2.3 Сохранность электронного фонда библиотеки

Электронные фонд библиотеки, как и его составляющие электронные документы, приобретают всю большую популярность на современном этапе формирования библиотечных фондов. Это связанно с удобством использования электронного фонда библиотеки пользователями, и хранением электронных документов.

Более подробно на эту тему пишет К.Н. Фесенко.

"Многие специалисты полагают, что роль библиотек в информационном обществе как раз и заключается в фильтрации, оценке, переработке и приведении в удобное для использования состояние различных сетевых ресурсов".

Фонды современных библиотек - гибридные фонды, в которых наряду с документными источниками информации превосходно "уживаются" электронные издания, а в некоторых случаях начинают вытеснять их.

Для чего библиотеки стали приобретать электронные ресурсы, закупать дорогостоящее оборудование, программы и технологии, налаживать спутниковые и волоконно-оптические системы связи с другими библиотечными и информационными организациями? Для того чтобы сделать свои фонды широко доступными, в том числе особо ценные или редкие источники информации вплотную приблизить к читателю; чтобы научить читателя ориентироваться в них, вычленять из колоссального информационного потока только самое необходимое, и наконец, чтобы предоставить своим абонентам в пользование все мировые информационные ресурсы. [24, 2]

Внедрение информационных технологий в повседневную жизнь библиотек проводилось поэтапно и во многом зависело от их типов и видов, категории, финансовых возможностей, социально-психологической готовности руководителей и подчиненных работать по-новому, а также от близости к центральным книгохранилищам страны или к научным библиотекам крупнейших вузов. Именно на базе этих центров создавались новые прикладные программы, разрабатывались и внедрялись новейшие технологии, организовывались отделы автоматизации, которые со временем разрастались в крупнейшие научно-исследовательские лаборатории; широко использовался опыт ведущих зарубежных библиотек, практиковался обмен БД и технологиями, комплексно решалась проблема подготовки и переподготовки кадров применительно к новым условиям работы. [3, 52]

Библиотекам регионов пришлось решать на местах сложные социально-психологические проблемы. Грань между библиотекой и центром научно-технической информации стиралась у них на глазах. Если греческое слово biblion соответствует русскому книга, а книжная продукция начинает вытесняться электронной, то само название библиотека уже не отражает всех направлений ее деятельности сегодня. Меняются понятия, орудия и средства труда, сами люди, формы и методы их общения. [4, 8]

В настоящее время возникает интерес к новым аспектам профессиональной компетенции библиотекаря - таким, как техническое умение, сокращающее дистанцию между информацией и средствами ее получения. Сегодня техническим умением обладают не только библиотекари, но и читатели определенной категории (студенты, аспиранты, преподаватели, служащие государственных органов управления, руководители крупных предприятий и т.д.). Для них компьютер сам по себе может рассматриваться как часть библиотекаря.

Современная ПЭВМ поставляет информацию по запросу и одновременно усиливает некоторые когнитивные функции читателя - различение информации и ее интерпретацию. В то же время компьютер является интерпретатором между читателем и прикладной библиотечной программой, между библиотекарем и прикладной библиотечной программой. [2, 9]

Природа связи между библиотекарем и компьютером или информационными системами заложена в отношении между познанием и действием, исследование которой и составляет одну из важнейших задач современной психологии.

Одна из современных тенденций развития библиотечной деятельности связана с ограничением вмешательства в нее библиотекаря. Полная автоматизация всех библиотечных процессов ведет к сокращению рабочих мест и уменьшению числа поручаемых библиотекарям задач, к пересмотру вопроса о профессиональной подготовке библиотечных кадров. Однако современная библиотека значительно расширила свою роль в информационном обществе и освоила дополнительные, ранее не свойственные ей области деятельности. [6, 10-11]

Современную библиотеку можно назвать самостоятельным книгоиздательским учреждением, вынужденным заниматься оцифровкой какой-либо коллекции документов или части ее в целях сохранности информации и (или) приобретения отсутствующей на данный момент. Традиционная библиотека на уровне книготорговых организаций занимается сбытом накопленной информации, самостоятельно решает правовые проблемы на уровне защиты авторских прав, свободы копирования электронных изданий, коммерческого использования их и т.д. Она вынуждена развивать маркетинговую деятельность на рынке информационных продуктов, участвовать в грантах, разрабатывать, рекламировать и продавать прикладные библиотечные программы, следить за ростом цен с целью добывания денег для той же оцифровки документов, приобретения дорогостоящего оборудования и информационных технологий. Отсюда вытекает необходимость для библиотекарей таких знаний, которые помогли бы им ориентироваться в аппаратном обеспечении, операционных системах, программных средствах в условиях быстро меняющегося компьютерного оборудования и форматов записи информации.

Компьютеризация добавила библиотекарям много новых обязанностей, которые раньше не включались в перечень квалификационных навыков. Библиотекари сами составляют руководства пользователям, проводят уроки компьютерной грамотности, участвуют в разработке новых межгосударственных стандартов по всем видам библиотечной деятельности, соответствующим международным требованиям для межконтинентального обмена информацией.

Для этих же целей в последнее время в библиотеках наметились новые формы сотрудничества. На мировом уровне - это объединения по региональным, ведомственным, профессиональным или другим признакам в рамках консорциума для работы с полнотекстовыми электронными изданиями. Создан Международный библиотечный, информационный и аналитический центр, представляющий собой корпорацию международного статуса в интересах сотрудничества России, стран СНГ и США с другими зарубежными библиотеками в библиотечно-информационной, научной и культурной сферах. Успешно функционируют международные ассоциации пользователей и разработчиков разных автоматизированных библиотечных систем и новых информационных технологий.

На государственном уровне - это слияние собственных информационных ресурсов в форме современной электронной библиотеки для создания объединенного электронного каталога и объединенной электронной библиотеки. Российская государственная библиотека как главное книгохранилище страны и НБ МГУ как крупнейшая вузовская библиотека разрабатывают проект, в результате осуществления которого каждый виртуальный читатель, пользователь ПК сможет ознакомиться с электронными изданиями, прочитать в оцифрованном виде рукопись, редкие ценные книги, географические карты, не покидая дома или офиса. [17, 21]

На региональном уровне представляется необходимым объединение библиотечно-информационных, архивных и музейных учреждений с целью создания сводных электронных каталогов и полнотекстовых баз изданий региона.

Казалось бы, от внедрения новых информационных технологий связь библиотекарь - читатель разрушается, образуется новая - читатель - компьютер. Но кто, если не библиотекарь, будет поддерживать эту связь, выявлять информацию, оценивать ее, перерабатывать и доводить до пользователя, представлять в функционирующей информационной среде?!

Библиотекари в сотрудничестве с программистами создают электронные полнотекстовые базы данных, вносят коррективы в прикладные программы и участвуют в создании новых. Кроме того, в профессиональной библиотечной среде считается невозможным игнорирование традиционных носителей информации. Даже при полной автоматизации неожиданная ситуация может вывести из строя автоматические системы, и библиотекарю необходимо не растеряться в экстремальных условиях и продолжать выполнять основную роль посредника между читателем и информацией, ощущая свою значимость на рабочем месте.

Таким образом, основные задачи и цели библиотек не меняются применительно современным условиям, а приобретают новую окраску. [22, 35-37]