3. Снова на родине
Приехав на родину, в д. Кокшамары, Эшпай вместе с братом Николаем Орловым (вернулся из сибирской ссылки, куда попал за участие в кокшамарских волнениях 1906 года) и при поддержке сельчан организовал Школу повышенного типа и Народный дом. Видя активность Эшпая и его желание помочь сельчанам, кокшамарцы ходатайствуют об освобождении его от армейской службы.
И вот уже Яков Андреевич учительствует в родном селе, преподает пение в Чувашской учительской семинарии, в Марпосадской школе II ступени, а в 1924 году Мароблоно назначает Эшпая преподавателем в Горномарийский техникум (г. Козьмодемьянск), где он организует квартет, ставший для Эшпая не просто хобби, а любимейшим занятием и средством общения. Выступая перед слушателями, квартет стал пропагандистом классической музыки, в частности, произведений А. Чайковского, М. Глинки,
А. Бородина, Э. Грига и др. Нередко эти концерты предварялись вступительной беседой об исполняемых произведениях и их авторах (обычно выступал Эшпай).
В Козьмодемьянск Яков Андреевич приехал с семьей, женой Валентиной Константиновной (урожденная Тогаева) и маленьким сыном Валей. А в 1925 году в семье Эшпаев появляется второй сын - Андрей, ныне известный композитор, народный артист СССР, достойный продолжатель творчества отца.
Энергия молодости, жажда активности, желание как можно больше успеть сделать полезного и доброго - вот что, прежде всего, двигало Эшпаем в то время. Его деятельность разностороння, интересы, связанные с музыкальной областью - широки. Он работает как лектор на учительских курсах в Краснококшайске, на горномарийских курсах учителей (1918-1920 гг.), делегируется от Марийской области в Москву на Всесоюзный съезд работников просвещения-националов (1919 г.), избирается Заволжским районом делегатом во ВЦИК по вопросу выделения района из состава Чувашской области и присоединения к Марийской (1924 г.). Вместе с Палантаем и В.М. Васильевым Эшпай принимает участие в первой в истории края музыкально-этнографической экспедиции. Собранные ими в Горномарийском районе песни вошли в сборник "Мари чодра" под редакцией В. Васильева (Центриздат, М., 1923).
Впоследствии Эшпай будет неоднократно участвовать в этнографических экспедициях, а собранные им песни и инструментальные мелодии будут использованы в его композиторском творчестве, войдут в различные фольклорные сборники, останутся в рукописях научных фондов. А вышедшая в Москве в 1957 году его книга "Марийские народные песни", включающая 80 марийских мелодий, собранных Эшпаем, станет своего рода, кульминацией его фольклорной деятельности.
- Нотные издания
- Нотные издания
- Тема 11. История и культура марийского народа в 1970 - 1980-е годы.
- Духовная культура
- Нотные издания
- Образцы песен ссср в обработке для хора.
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Изобразительное искуство
- Восстановление и дальнейшее развитие хозяйства и культуры