logo
Я.А. Эшпай - марийский композитор

6. Наследие (1933-1941 гг.)

В 1933 году Яков Андреевич приезжает в Йошкар-Олу. Здесь он работает зав. сектором искусств при ОБЛОНо, зав. музыкальным отделом Маргостеатра, музыкальным редактором Радиокомитета, научным сотрудником МарНИИ (Марийский научно-исследовательский институт). И параллельно с этим Эшпай работает в техникуме искусств (ныне музыкальное училище им. И.С. Палантая). Он преподает теоретические дисциплины, фольклор, помогает техникуму в привлечении преподавательских кадров, приобретении инструментов, а также является инициатором создания симфонического оркестра. Так же в эти годы он активно сочиняет музыку. Среди сочинений этого времени - обработки народных песен, песни для хора, музыкальное оформление пьес марийского драмтеатра («Шурно», Шкетана, «Пасека», «Марийская рота» С. Чавайна). В эти годы были написаны «15 марийских песен» для голоса с фортепиано, Пьеса для струнного квартета, подготовлены два сборника песен для школ и пр.

В эти же годы Я.А. Эшпай приступает к созданию марийской оперы. Это была еще неизведанная в марийской музыке и огромная работа. Я. Эшпай осознавал недостаточность своего композиторского мастерства, сложность задачи. И вновь Эшпай испытывает тягу продолжить учебу, совершенствуясь в композиторской технике. Он начинает заниматься у таких маститых композиторов, как В. Шебалин и А. Александров. Появляются произведения: Поэма для скрипки и фортепиано, Большая сюита для хора, Сюита для духового оркестра, хоровые опусы.

Помимо композиторского творчества, следует особо выделить деятельность Я. Эшпая как ученого-музыковеда. Он автор большого количества статей, первые из которых появились на страницах журнала "У илыш" ("Новая жизнь") еще в 1925 году. Яков Андреевич - первый в республике профессиональный музыковед, и, более того, свыше тридцати лет он был единственным представителем в данной области. Яков Андреевич первым стал серьезно и углубленно исследовать марийский музыкальный фольклор. Остается только сожалеть о том, что ряд исследовательских работ так и остались лишь в рукописном варианте, хранятся в научных фондах.

Разносторонняя активная деятельность Я.А. Эшпая была отмечена присвоением ему в 1941 г. звания заслуженного деятеля искусств МАССР.

Война круто повернула жизнь Якова Андреевича. Пришлось приостановить только что начатую работу над оперой "Мирон Мумарин". Из Москвы семье Эшпаев пришлось эвакуироваться к родственникам в Мариинский Посад, чтобы дать возможность младшему сыну Андрею закончить школу. Война принесла большое горе в дом Эшпаев: старший сын Валентин погиб… В это тяжелое время Я. Эшпай не оставляет творчество - он пишет патриотические песни о войне, о бойцах: «Не надо нам войны», «Бойцу комсомольцу» и др.

Яков Андреевич продолжал работу и над оперой, но она не продвигалась из-за отсутствия нормальных условий, в частности из-за отсутствия инструмента. Он просит Совнарком МАССР найти для него возможность работать, и в апреле 1942 г. он по вызову Союза композиторов СССР возвращается в Москву для усиленной работы по созданию первой марийской оперы. В 1943 году первый акт оперы был завершен, показан и принят в Комитете по делам искусств СНК РСФСР. Работа над оперой принесла Якову Эшпаю очень много переживаний и к сожалению из-за ряда причин так и не была завершена, но путь, по которому прошел композитор, во многом оказался перспективным и предвосхитил рождение первой марийской оперы «Акпатыр» Э.Н. Сапаева.

Продвигается вперед научная работа Якова Эшпая - труд о марийских народных инструментах, который он оформляет как диссертацию на тему «Музыкальные инструменты марийского народа». Защита состоялась в 1946 г. на Ученом Совете теоретико-композиторского факультета МГК. Яков Эшпай стал первым марийским кандидатом искусствоведения.

С 1947 по 1953 гг. Я.А. Эшпай работает в Марийском научно-исследовательском институте, являясь его старшим научным сотрудником. Тема его исследовательской работы в институте - «Музыкальная культура народа мари». Половину его рабочего времени занимала научная, другую - творческая работа. Научная работа замысливалась как капитальный труд, однако работа продвигалась медленно. Якова Эшпая больше привлекала творческая работа. В 1947 г. Он принял активное участие в работе творческого совещания и съезда композиторов автономных республик РСФСР, проходившем в Казани. Здесь он выступил с докладом «Марийская музыка за 30 лет», показал свою «Марийскую сюиту». В 1949 г. Он работает над составлением сборника марийских народных песен и инструментальных мелодий ( не опубликован, хранится в научном рукописном фонде МарНИИ). В 1951 г. На основе своего доклада в Казани пишет очерк «Марийская музыка за 30 лет». Среди опубликованных работ Я. Эшпая как музыковеда - замечательная статья «Палантай - первый марийский композитор». Среди музыкальных произведений, созданных композитором в эти годы, - кантата «Лес», «Сюита для квартета деревянных духовых инструментов, хоровые обработки народных песен. За большие заслуги в области развития музыкального искусства Я.А. Эшпай в 1951 г. Был награжден орденом «Знак почета», а затем двумя правительственными медалями.