ВВЕДЕНИЕ
Возрождение, или Ренессанс (итал. Rinascimento; от «ri» -- «снова» или «заново рожденный») -- эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Примерные хронологические рамки эпохи -- начало XIV-- последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях -- первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
Отличительная черта эпохи Возрождения -- светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» -- так и появился термин.
То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Это было концом средневековья и началом новой эры.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.
Эпоха Возрождения -- период огромных экономических и социальных преобразований в жизни европейских государств, в значительной мере обусловленный перемещением торговых путей и созданием новых торговых и промышленных центров в связи с открытием Америки и укреплением турок на Балканах,-- связана также с радикальными изменениями в области идеологии и культуры. Эпоха Возрождения -- эпоха гуманизма и просвещения; в это время расширяются представления о мире, меняются взгляды на человека и его роль в обществе.
Идеал человека эпохи Возрождения -- сильная физически и умственно, волевая личность, способная отстоять свои права, способная активно изменить и усовершенствовать мир. Отсюда -- новое направление в философии, науке, литературе, художественной культуре, в том числе изобразительном искусстве и архитектуре.
За исходное начало берется античное наследие, последовательный рационализм которого соответствовал целям и представлениям молодого класса. Отсюда огромный интерес к античности, к древним произведениям искусства, архитектуры.
Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство.
Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность.
Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж).
Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки. Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармоничные закономерности бытия.
Эпоха Возрождения в культуре Италии - тема моей курсовой работы. Изучение наследия и достижений эпохи Возрождения актуально во все времена для любого образованного человека. Этот величайший период в истории культуры, подаривший миру многочисленные произведения искусства, чудесные скульптуры и картины, прекрасные архитектурные ансамбли, служит ориентиром для дальнейшего культурного развития.
Цель курсовой работы - исследование и изучение периода Возрождения в культуре Италии, для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть временные рамки периода Возрождения, основные его этапы.
Выявить основные предпосылки возникновения такого явления, как Возрождение, изучив политическое и социально - экономическое состояние Италии.
Сделать краткий обзор достижений итальянских ученых, художников, скульпторов, живописцев эпохи Возрождения.
Иллюстрировать наиболее выдающиеся и известные произведения искусства эпохи Возрождения.
Источниками информации для написания курсовой работы послужили труды ученых - искусствоведов, архитекторов, а также электронные ресурсы и художественные энциклопедии.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Для удобства изложения материала основная часть курсовой работы разбита на главы, описывающие отдельные направления развития культуры Италии периода Возрождения: живопись, скульптуру, архитектуру, литературу.
В рамках курсовой работы невозможно достаточно широко раскрыть изучаемую эпоху, поэтому моя курсовая работа представляет собой краткий экскурс в эпоху Возрождения в Италии.