logo
Актуальные проблемы организации социально-культурной деятельности в условиях клуба сельской местности (на примере РДК д. 2-я Пристань Мариинского района)

Глава 2. Анализ опыта организации социально-культурной деятельности в условиях сельской местности (на примере РДК д. 2-я Пристань Мариинского района)

2.1 Д.2-я Пристань Мариинского района как досуговое пространство

Примстань 2-я -- деревня в Мариинском районе Кемеровской области. Является административным центром Кийского сельского поселения.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в деревне Пристань 2-я проживает 994 человека (488 мужчин, 506 женщин).

В д.2-я Пристань Мариинского района функционируют: Районный Дом культуры»; Детско-юношеская спортивная школа»; Администрация сельского поселения д. 2-я Пристань; 2-я Пристанская средняя общеобразовательная школа; Услуги, предоставляемые межпоселенческим Домом культуры д. 2-я Пристань», представлены в Приложении 2.

К клубным формированиям ДК относятся:

? коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества;

? любительские объединения и клубы по интересам;

? другие клубные формирования, соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно - досугового учреждения.

Клубное формирование в рамках своей деятельности:

? организует систематические занятия в формах и видах, характерных для данного клубного формирования (репетиция, лекция, урок и т.п.);

? проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, и т.п.);

? участвует в общих программах и акциях культурно-досугового учреждения;

? использует другие формы творческой работы и участия в культурной и общественной жизни;

? принимает участие в муниципальных, фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.

Примерные минимальные нормативы результативности деятельности творческих коллективов предусматривают результат творческого сезона и представлены в табл. 1.

Таблица 1

Наименование жанра

творческого коллектива

Показатели результативности

Хоровой, вокальный

Концертная программа из 1 отделения;

6 номеров для участия в концертах и представлениях базового коллектива;

ежегодное обновление не менее 1/3 части текущего репертуара;

выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал 

Инструментальный

Концертная программа из 2-х отделений;

8 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры;

ежегодное обновление половины текущего репертуара;

выступление на других площадках не мене 1 раза в квартал

Хореографический

Концертная программа из 2-х отделений;

6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры;

ежегодное обновление четверти текущего репертуара;

выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал

Театральный

1 многоактный или 2 одноактных спектакля; 4 номера (миниатюры) для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; 

ежегодное обновление репертуара;

выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал

Декоративно-прикладного искусства

2 выставки в год

Проблема развития общественно-культурной жизни волнует жителей не первый год и является одним из главных вопросов. Неудивительно, что люди забили тревогу. Культура - это не только песни и пляски в стенах сельского клуба, это широкий спектр отношений в обществе, касающихся образования, воспитания и художественного развития граждан.

Социальный слой культурной среды села - это тесное взаимодействие традиционных, дошедших из глубины веков, и современных, рационально созданных человеком, элементов. В условиях сельской общины испокон веков складывались и передавались из поколения в поколение нормы и правила, определяющие жизнедеятельность. Они существовали в виде народных обычаев, традиций, образцов поведения, которые жестко, но негласно регулировали действия и поступки людей. Эти нормы и правила передавались устным способом в процессе самой деятельности и общения на уровне обыденного сознания. Они сохранились до наших дней в разной степени в различных регионах страны и продолжают функционировать в сельской культурной среде, воздействуя на ее личностные элементы через подсознательные структуры.

В воздействии культурной среды на личность особое место в селе принадлежит молодежи, интеллигенции, квалифицированным специалистам. Это наиболее динамичные группы сельского населения с более высоким уровнем образования, с ориентацией на городские стандарты жизни и образцы поведения. Они более требовательны к условиям труда, к руководству производственными процессами, условиям культурного обслуживания и более активно воздействуют на другие общности.

Рассмотрим далее состояние социально-культурной деятельности в РДК д. 2-я Пристань

2.2 Диагностика уровня удовлетворенности жителей д. 2-я Пристань Мариинского муниципального района качеством организации социально-культурной деятельности

Основными направлениями в работе по организации досуга жителей являются: работа с детьми и подростками, с людьми пожилого возраста, молодежью, концертно-гастрольная деятельность, пропаганда традиций народного творчества, участие в районных конкурсах.

Важным направлением в работе Районного Дома культуры д. 2-я Пристань Мариинского района является работа с детьми и молодежью, путем организации культурного досуга и свободного времяпрепровождения, развития творческого потенциала, проведения различного рода мероприятий и привлечения их в кружки и любительские объединения. Но, к сожалению, вся работа сводится к проведению дискотек и традиционных мероприятий: Новый год, Коляды, Масленица, 8 Марта, праздник Деревни, отчётные концерты.

Хочется отметить, что дети и молодежь являются активными посетителями Дома культуры. Они участвуют в творческой деятельности ДК, охотно посещают занятия в кружках, участвуют в районных акциях и конкурсах.

Для изучения работы РДК д. 2-я Пристань Мариинского района по организации досуга, мною было проведено анкетирование и беседа с посетителями.

В опросе участвовало 23 респондента - это посетители кружков РДК д. 2-я Пристань, пожелавшие принять участие в исследовании. Анкета была предназначена для того, чтобы выявить интересы посетителей, какие кружки они предпочитают посещать, как организуют своё свободное время. Также в анкете респонденты могли указать, какие кружки они хотели бы посещать.

Анкетирование позволяет определить специфику деятельности РДК по организации досуга детей и молодежи и уровень занятости, а также выявить основные формы организации досуга (Приложение 3).

В опросе приняли участие 23 человека, из них 11юношей (47,8%) и 12 девушек (52,2%), в возрасте от 13 до 18 лет.

Досуговая деятельность в РДК д. 2-я Пристань Мариинского района осуществляется на художественном уровне, а не на профессиональном. На селе много талантливых людей, но недостаточно досуговых учреждений, которые бы способствовали реализации их способностей, увлечений и интересов.

Самым предпочитаемым времяпровождением является просмотр ТV и компьютера (35%), занятие спортом и физкультурой (17%) и общение с близкими, соседями, друзьями (16%). Меньшее распространение получили ответы - (10%) рукоделие (вязание, вышивание, резьба по дереву), (7%) помощь родителям (рис. 1).

1. Предпочитаемые виды времяпрепровождения

Из результатов, можно сказать, что большинство опрашиваемых недостаточно могут реализовать свой талант и увлечения, умения, личные навыки и способности в данной сельской местности. Вроде ребята реализовали свои способности, их заметили на уровне села, но когда они достигли определённых результатов, им хочется идти дальше, закреплять и улучшать свои способности и умения, но дальнейшего развития они не могут получить.

Приоритетными формами в организации досуга, опрашиваемые выбрали мероприятия развлекательного характера (дискотеки, Новогодние утренники), патриотической направленности (концертные программа на выборы в местные Советы Депутатов, 9 Мая).

Респондентам был задан вопрос, «Какие кружки, мероприятия, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в РДК д. 2-я Пристань 16 % опрошенных просят организовать секции по катанию на коньках в зимний период, 8% -- организовать бесплатные клубы по интересам, 4% -- обучению бальным танцам, театр и т.д. (рис. 2).

Рис. 2 Какие кружки, мероприятия, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в РДК д. 2-я Пристань Мариинского района

В ходе беседы с опрашиваемыми респондентам хотелось, чтобы все мероприятия проводились с учётом их мнения и запросов, а не по однотипному планированию, им хотелось разнообразия в формах, содержательного насыщения. Также опрашиваемые были не довольны деятельностью сельской библиотеки, так как в ней не проводятся различные мероприятия и на базе не создаются гостиные и клубные объединения.

И, наконец, я попросила опрашиваемых респондентов указать предпочтения в проведении досуга. Результаты занесены в табл. 1.

Таблица № 1 Предпочтения по проведению досуга

Виды досуга

Доля опрошенных

Дома

Чтение книг, журналов

54,0

Просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет

77,6

Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание)

10,5

Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.)

11,1

Сочинение (стихи, проза)

9,7

Компьютер (игры)

39,7

Компьютер (программирование, отладка)

19,4

Спорт, здоровый образ жизни

44,2

Уход за домашними животными

28,2

Общение с друзьями

73,6

Другое

2,8

Затруднились ответить

1,2

Вне дома

Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола)

9,1

Спортивные секции

27,4

Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно

33,1

Курсы иностранных языков

19,6

Секции и кружки технического творчества

1,2

Секции и кружки народных промыслов

0,8

Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п.

14,7

Факультативы при учебных заведениях

6,5

Посещение библиотеки, читальных залов

14,5

Посещение кинотеатров

30,0

Посещение театров

32,3

Дискотеки

57,3

Посещение кафе-баров

40,9

Дача, приусадебное хозяйство

24,2

Массовые праздники, гулянья

37,1

Профессиональная ассоциация

3,6

Политические объединения

2,4

Общение со сверстниками в клубах свободного посещения

46,4

Другое

2,6

Затруднились ответить

2

Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса опрашиваемых предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и поступают, прежде всего, добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.

Можно выделить наиболее привлекательные для опрашиваемых формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры-зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что опрашиваемые не совсем довольны проведением досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что сельская местность не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков.

2.3 Рекомендации по усовершенствованию организации социально-культурной деятельности в РДК д. 2-я Пристань Мариинского района

На основании проведенных исследований и полученных результатов, мы предлагаем рекомендации по организации досуга и свободного времени посетителей РДК д. 2-я Пристань.

- открывать кружки, клубы, творческие объединения для организации досуга в соответствии с интересами детей и молодежи;

- основу развития молодёжного движения в поселке должны составлять традиции, которые являются формой передачи воспитательных ценностей от одного поколения к другому, их необходимо сохранять.

- развивать современные молодежные объединения, которые должно строиться на внедрении новейших информационных технологий, телекоммуникаций.

- организовывать в социуме совместную общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность подростков и взрослых;

- расширять возможности для привлечения населения поселка к участию в культурной жизни, художественной самодеятельности;

- стимулировать развитие народных промыслов, возрождение национальных обрядов, традиций, праздников;

- улучшать физкультурно-массовую и спортивную работу среди населения, пропаганду здорового образа жизни.

Также предлагаем решить следующие задачи:

- Повышение специальности квалификации специалистов сельских культурно-досуговых учреждений, руководителей любительских коллективов;

- Оказание методической и практической помощи культурно - досуговым учреждениям района. У сельских клубов почти нет возможности приобрести методическую литературу. В практической помощи нуждаются «малые» клубы, в которых работают не специалисты по организации и проведению мероприятий, по организации любительских коллективов и их документации. Руководители же коллективов любительского творчества нуждаются в практической помощи специалистов по различным видам народного творчества, по подбору репертуара. Ведь «взгляд со стороны» и замечания специалистов дают большой толчок для дальнейшего развития коллектива;

- Содействие возрождению и развитию национальных культур народов, компактно проживающих на территории района, развитию традиционных видов народного творчества;

- Включение культурно - досуговых учреждений поселка социально - значимую проектировочную деятельность, нацеленную на становление активной гражданской позиции населения.

Выводы

Основными направлениями в работе по организации досуга жителей д. 2-я Пристань Мариинского района являются: работа с детьми и подростками, с людьми пожилого возраста, молодежью, концертно-гастрольная деятельность, пропаганда традиций народного творчества, участие в районных конкурсах.

Важным направлением в работе Дома культуры д. 2-я Пристань Мариинского района является работа с детьми и молодежью, путем организации культурного досуга и свободного времяпрепровождения, развития творческого потенциала, проведения различного рода мероприятий и привлечения их в кружки и любительские объединения. Но, к сожалению, вся работа сводится к проведению дискотек и традиционных мероприятий.

Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса опрашиваемых предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

Основными направлениями в работе с молодежью должны стать мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы - смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха.