Ганс Гольбейн

реферат

2. Зеркало души

Ганс Гольбейн является универсальным художником, работавшим во многих жанрах, но славу принесли ему портреты, отличающиеся удивительной, почти фотографической, точностью и глубоким психологизмом.

Гольбейн в своих произведениях донес до нас дыхание некогда бушевавшей жизни. Реалии английского двора в годы правления Генриха VIII Гольбейн запечатлел в серии блистательных портретов.

Живые, изобилующие точными деталями, эти работы не только рассказывают потомкам о тогдашних церемониях и привычках, но и погружают зрителя в терпкую атмосферу, полную интриг и борьбы за место под солнцем.

Однако, английская серия портретов составляет лишь часть наследия Гольбейна. Помимо портретов, художником писались религиозные картины, создавались настенные росписи, т. ж он занимался книжной иллюстрации, не чурался прикладного искусства.

Гольбейн, как уже говорилось выше, вырос в художественной среде, став продолжателем династии живописцев.

Можно утверждать, что утвердившиеся в ту эпоху традиции живописного изображения им были усвоены на генетическом уровне. При этом очевидно, что его он всем существом своим принадлежал эпохе Возрождения.

Фигуры на его полотнах выглядят гораздо реальнее и "живее", чем в работах отца, они располагаются в трехмерном пространстве, построенном по законам перспективы, а сами образы отличаются точностью психологических характеристик. Религиозные полотна Гольбейна Младшего демонстрируют огромный интерес к физической реальности и почти пренебрежение по отношению к традиционным для средневекового искусства мистическим и символическим элементам.

В ряде произведений Гольбейна отчетливо слышно эхо идей, разработанных итальянскими ренессансными художниками, - это касается композиционных решений, характера линии, распределения светотени и пр. Вместе с тем эти органически усвоенные влияния переплелись с самобытными достижениями живописи Северного Возрождения - к ним относятся стремление к предельно реалистическому изображению и потрясающая точность в передаче деталей.

Легко представить, какое впечатление произвела на англичан великолепная портретная живопись Гольбейна.

В Англии, куда, в конце концов, как уже упоминалось выше, перебрался на жительство художник, в то время не было ни национальной школы изобразительного искусства, ни даровитых живописцев.

Любопытный факт: сравнивая работу Гольбейна с портретом, выполненным местным мастером, один англичанин назвал последний "сентиментальной дрянью". Высоко ценил талант своего придворного художника и Генрих VIII, о чем свидетельствует дошедший до нас анекдот того времени. История повествует о том, как некий лорд, спущенный во время ссоры Гольбейном с лестницы, пожаловался королю на художника и пригрозил убить своего обидчика. На это Генрих VIII иронично ответил: "Я запрещаю вам покушаться на жизнь этого человека. Знаете, чем вы отличаетесь от него? Я могу взять семерых крестьян и сделать из них лордов, ничем не отличающихся от вас. Но из семи лордов я никогда не смогу сделать одного Гольбейна".

Сохранился лишь один оригинальный портрет Генриха VIII из нескольких написанных художником. Самым удачным среди них считался вошедший в настенную роспись дворца Уайтхолл, на котором король был изображен со своей третьей женой, Джейн Сеймур, - фреска погибла в 1698 году во время пожара, но к тому времени с нее успели сделать две уменьшенные в два раза копии. Они-то и дают нам представление об оригинале. Кроме того, существует фрагмент полноразмерного этюда к этой фреске. Фронтальная поза изображенного на нем в полный рост короля придает его облику величественность. Взгляд Генриха VIII при этом буквально пронизывает зрителя насквозь, живо напоминая свидетельства современников о чувстве "смущения и собственного ничтожества", охватывавшего всякого, кто разглядывал эту роспись.

Другие, принадлежащие кисти Гольбейна, портреты Генриха VIII также известны нам в копиях. Лучшие из них действительно выполнены великим живописцем. Полагают, что в Лондоне Гольбейн имел учеников, однако их имена остались нам неизвестными - поэтому авторство указанных копий невозможно установить.

О технике Гольбейна мы можем судить исключительно по его работам - письменных "объяснений" своего метода он не оставил.

Совершенно очевидно, что Гольбейн часто делал очень подробные подготовительные рисунки к своим картинам, после чего переносил контуры на холст, используя для этого различные механические приемы. Так, работая над фресками во дворце Уайтхолл, он действовал следующим образом: контур прислоненного к стене или холсту рисунка прокалывался иглой, после чего получившиеся отверстия набивались угольной пылью. Такие отверстия можно рассмотреть на уцелевшем фрагменте картона для дворцовой настенной росписи и на подготовительном рисунке к знаменитому портрету Томаса Мора.

Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги. Он брал лист, покрытый с одной стороны углем, и, поместив его между предварительным рисунком и холстом, переводил контур.

На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились любопытные надписи, относящиеся преимущественно к костюму: "белый атлас", "лиловый бархат" и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои, среди которых было много очень занятых людей, не находили времени долго позировать ему. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Художнику, прибывшему в Брюссель писать портрет предполагаемой невесты Генриха VIII, отвели на встречу с ней лишь три часа. Сделанных за это время этюдов хватило Гольбейну для того, чтобы представить позже королю великолепный портрет, хранящийся ныне в лондонской Национальной галерее.

Гольбейну пытались подражать, но ни одному из подражателей не удалось хотя бы "повторить" манеру мастера, его необыкновенно тонкий мазок и изысканность композиционных решений. Непревзойденный Гольбейн так и остался в веках единственным и неповторимым.

Делись добром ;)