logo
Алмазный фонд

2.7 "Рубин Цезаря"

Камень сочного розовато-малинового цвета, с которым хорошо сочетаются золотые листочки с зеленой эмалью, закрепленные на раздвоенном стебельке, покрытом белой и черной эмалью. Вес 255,75 карат. Камень огранен в форме виноградной грозди.

В 1777 шведский король Густав Ш посетил Петербург. Это было время, когда Швеция настойчиво искала пути сближения с Россией. Шведский король связывал со своим визитом не только планы политического и военного союза, но и свои матримониальные планы. Желая теснее породниться с русским царствующим домом, он хотел предложить руку и сердце одной из многочисленных племянниц Екатерины 2, о чем имелась предварительная договоренность. Шведский дом не мог похвастаться богатством казны, тем не менее, король преподнес Екатерине совершенно уникальную драгоценность.

По легенде "Красный камень" был рожден халдейским демоном. За ним охотились все алхимики мира, т.к. в кабалистических книгах записано, что он наделял своего обладателя даром видеть сквозь стены и проникать в суть вещей. Цезарю подарила этот камень Клеопатра и, хотя в руках непосвященного камень частично терял свою силу, он помогал ему выигрывать битвы и разгадывать замыслы врагов. Не уберег только от удара Брута, потому что Цезарь считал его другом. Затем камень принадлежал Карлу Великому из рода Каролингов и помогал ему в создании империи в Западной Европе. Неведомыми путями камень попал к тамплиерам, потом его похитили иезуиты. Но в нечистых руках камень потух и утратил свою магическую силу. Тем не менее, ценность его была очень высока. Иезуиты преподнесли камень французскому королю Карлу 9 после Варфоломеевской ночи как благодарность за кровь еретиков. Королю-убийце он не принес ни счастья, ни долголетия. Вдова Карла 9 и она же сестра императора "Священной Римской империи" короля Богемии Рудольфа П подарила ему этот камень. Взамен он обещал сестре обратить в католичество поголовно все население Австрии и Чехии, где были сильны протестанты. Рудольф увлекался алхимией и астрологией и пытался создать философский камень. В 1648, во время войны со Швецией, рубин был захвачен в Праге и перевезен в Скандинавию королеве Христине.

Когда камень попал в "Бриллиантовую комнату" русские ученые пришли к единодушному заключению: "Рубин Цезаря" хотя и имеет огромную стоимость, но является не рубином, а рубеллитом или розовым турмалином. Происхождение его - горы древней Бирмы, обработку делали индийские ювелиры.

А Густав Ш, проведя в Петербурге приятно время, так и уехал ни с чем. Будучи человеком строгого воспитания, он был шокирован свободой нравов русского двора и решил поискать невесту в другом месте.

Заключение

Алмазный фонд - самый богатый музей России, cозданный Петром I как хранилище государственных регалий, орденских знаков, парадных ювелирных украшений, он пополнялся на протяжении всего правления династии Романовых и позже, во времена СССР.

Коллекция Алмазного фонда начала формироваться ещё в XVIII веке, когда Пётр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», тем самым признав, что наиболее значительные из них должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца. После начала Первой мировой войны ценности были спешно эвакуированы в Московский Кремль, где в подвалах находились почти восемь лет. В 1922 году комиссия по выявлению и экспертизе предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства подтвердила уникальную историческую и художественную ценность предметов бывшего Бриллиантового кабинета и определила необходимость изучения и сохранения коллекции в неприкосновенности в составе Государственного хранилища ценностей (Гохран СССР).

Алмазный фонд Российской Федерации - государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих большую историческую, художественную и материальную ценность, а также золотых и платиновых самородков. Основано в 1922 как Алмазный фонд СССР. Первоначально коллекция царской фамилии, с середины XVIII в. -- в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца (Петербург), с 1914 -- в Москве. В качестве постоянной выставки открыт в 1967. На ней представлены исторические реликвии: символы царской власти -- держава, скипетр, корона; редчайшие камни и ювелирные изделия XVI--XIX вв. -- алмазы «Орлов» (189,62 карат) и «Шах» (88,7 карат), крупнейший в мире гранёный сапфир (258,8 карат), самый крупный из сохранившихся в мире золотых самородков «Большой треугольник» (36 кг) и др. В XX в. Алмазный фонд пополнен большими кристаллами из алмазоносных трубок месторождений Якутии -- «Мир», «Удачная», «Айхал», интересными по форме золотыми самородками «Мефистофель» (20,25 г), «Заячьи уши» (3 кг 344 г) и др. В Алмазном фонде экспонируются современные ювелирные изделия отечественных мастеров.

Выставка Алмазного фонда в Московском Кремле открылась 2-го ноября 1967 года - к 50-летию Советской власти. Ее открытие стало заметным событием в культурной жизни нашей страны.

Первоначальный срок работы выставки был определен в один год, но в связи с ее широкой популярностью в 1968 году было решено преобразовать выставку в постоянно действующую.

Выставка Алмазного фонда СССР занимает два зала нижнего этажа Оружейной палаты.

Экспозиция открывается витринами с советскими природными алмазами - ювелирными и техническими. Тысячи каратов алмазов находятся в них. Во втором зале экспонируется историческая часть Алмазного фонда: уникальные драгоценные камни, известные как "Семь исторических камней", или "Семь чудес Алмазного фонда", в которые входят алмаз "Орлов", алмаз "Шах", плоский портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд и сапфир; императорские регалии, старинные ордена, лучшие образцы ювелирных изделий XVIII-XIX веков. По исключительной красоте и ценности почти каждый из этих экспонатов заслуживает отдельной витрины.

Посетителей, выходящих из полутьмы "Исторического" зала снова в первый зал, встречают ярким блеском витрины советских бриллиантов (4500 каратов) и современных ювелирных изделий. Красота, разнообразие и благородство форм, виртуозное исполнение этих изделий свидетельствуют о высоком совершенстве советского ювелирного искусства.

Здесь же представлена обширная коллекция цветных драгоценных камней, в которой почетное место занимает изумруд - камень столь же драгоценный и сегодня еще более редкий, чем алмаз. Советским изумрудам и драгоценным камням первого класса - рубинам, сапфирам и александритам - посвящена отдельная витрина.

И, наконец, уральские самоцветы, полудрагоценные и поделочные камни. Их красота никого не оставляет равнодушным.

Центральная витрина. Внешне спокойный, но колдовски манящий, поистине подземный свет золотых и платиновых самородков, фантастических произведений нерукотворного искусства неживой природы. Эта коллекция самая большая в мире, ей более 150 лет.

Выставка Алмазного фонда расположена на территории московского Кремля. Сеансы ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме четверга, с интервалом 20 минут. Перерыв с 13.00 до 14.00. Приобрести билеты можно в фойе Выставки Алмазного фонда

Список источников

1. Н.Я. Баулан и др. "Алмазный фонд СССР./ Путеводитель". -М. 3-е изд. 1988г.

2. А. Мосякин. "Огонек", 6,7,8,1989 г.

3. "Известия", от 3 марта 1990 г., С. 6 4. Каталог аукциона "Сотби".

4. Т. Здорик. "Сокровища державы" "Огонек", 1990 г, 6 6. В. А. Милашев "Алмаз. Легенды и действительность". -Л. 1989 г.

5. Б.И. Прокопчук. "От алмаза до бриллианта". -М. 1986г.

http://www.gokhran.ru