logo
Графическая композиция урбанистического пейзажа

1.3 графический пейзаж

Пейзаж -- изображение природы в литературе и живописи, иначе -- образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays -- страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки искусства, подходившие к П. со стороны формальной и эстетической, конечно не могли дать удовлетворительного объяснения как причине появления интереса к П., так и характеру изменений в его трактовке. Они рассматривали П. как нечто оторванное от человеческого общества и изображаемое художником с «объективной» свободой, без всякой «заинтересованности» в изображаемом. Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.

Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить: сельский, городской, индустриальный пейзаж. Для изображения пейзажа необходимы знания наблюдательной и воздушной перспективы. Надо научиться определять масштаб изображения, выделять главное в рисунке пейзажа. Успех во многом будет зависеть от правильной последовательности работы. Важно выбрать выразительные пейзажные мотивы. Далее следует подумать о выборе высоты линии горизонта. Один и тот же пейзаж будет выглядеть величественно при низкой точке зрения и обычно, если линия горизонта будет проходить через центр листа. Высокое расположение линии горизонта или вынесение ее за пределы листа позволяет показать большую часть земной поверхности.

В рисунке пейзажа изображение неба во многом определяет настроение всего пейзажного мотива. Над земной поверхностью небо образует купол, полусферу.

Это лучше под черкнуть расположением облаков. Одинаковые по форме и находящиеся на одной высоте облака кажутся меньше и ближе друг к другу по мере удаления их к горизонту. Светотеневые эффекты на облаках значительным образом изменяются в зависимости от времени дня. Именно облака, закрыв солнце и отбрасывая тень, могут значительным образом изменить впечатление. Очертания легких облаков могут придать романтическую атмосферу рисунку. Учебное рисование включает быстрые наброски пейзажа, его отдельных деталей, а также рисунки, выполняемые в течение нескольких часов. Линейный рисунок призван запечатлеть объемный объект. Для обозначения контуров и светотени используют линии и штрихи. Например, этот быстрый линейный набросок деревни значительным образом отличается от светотеневого его изображения. В линейном наброске основное внимание художник сосредоточил на перспективных сокращениях дороги, столбов и домов. А в светотеневом изображении важно было показать игру пятен света, полутонов и теней. Яркое солнце усиливает световые контрасты. Наиболее удачное композиционное решение можно использовать для выполнения длительного рисунка. В число учебных задач, решаемых пейзажистом, может входить передача определенного времени суток, состояния природы или времени года. Также используются различные художественные материалы, такие как грифельный и угольный карандаш, перо, фломастер, геливая и шариковая ручка Большой интерес в рисунке представляет зарисовка памятников архитектуры. Например, наброски городов с различными архитектурными сооружениями передают очарование русской старины.

Эти рисунки выполнены палочкой и тушью с учетом тональных отношений.

Графитный карандаш позволяет более тонко, чем тушь, передавать тональные различия в пейзаже. Улицы города полны движения, наброски фломастером фиксируют его.

Работа над длительным рисунком пейзажа начинается с композиционных эскизов небольшого размера. Лучше использовать различные форматы и художественные материалы. Наиболее удачное композиционное решение можно использовать для выполнения длительного рисунка.