logo
Амедео Модильяни

Заключение

Живописная манера Модильяни с её декоративной плоскостностью, острой лаконичностью композиции, музыкальностью силуэтно-линейных ритмов, насыщенностью колорита определилась в начале 1910-х гг. В своих, как правило, однофигурных картинах - портретах и ню - Модильяни создавал особый мир образов, интимно-индивидуальных и, вместе с тем, схожих общей меланхолической самоуглублённостью; их своеобразный тонко нюансированный психологизм, просветлённая поэтичность сочетаются с постоянным, подчас трагическим ощущением незащищенности человека в мире.

Модильяни удалось одновременно зарекомендовать себя и реалистом и беспредметником. Его искусство отвечает требованиям пуристов, настаивавших, что картина - только плоскость, на которую в определенном порядке нанесены краски; но при этом он вложил в свои полотна богатое человеческое, сексуальное и социальное, содержание. Он раскрывает и прячет, отбирает и привносит, соблазняет и успокаивает. Этот вдохновенный эклектик - аристократ, социалист и сенсуалист в одном лице - использует приемы как мастеров Берега Слоновой Кости (чьи статуи поражают воображение, не вызывая чувства сопричастности), так и иконописцев Византии и Раннего Возрождения (которые трогают нас, но не могут потрясти до основания). Из всего этого и складывается трепетный, волнующий - одним словом, неповторимый - Модильяни!

Что же остается от Модильяни спустя семь десятилетий после его кончины? Во-первых, конечно, творческое наследие, которое подлежит еще детальному исследованию, а во-вторых, легенда, которая стала достоянием миллионов.

Легенда возникла из воспоминаний людей, знавших художника во время его трагической жизни в Париже, а еще больше из книг, в основу которых положены некоторые поражающие воображение, но не всегда надежные сведения из вторых или даже третьих рук. Приключениям Модильяни посвящено несколько посредственных романов и кинофильм. Вернер Альфред. Амедео Модильяни. с. 45.

Алкоголь и наркотики, возможно, были попросту необходимы физически слабому, неудачливому и одинокому иностранцу в Париже, к тому же страдающему от неуверенности и горьких разочарований, но они ни в коем случае не создали и не высвободили его гений. Модильяни был почти всегда отчаянно беден, и больше даже из-за своего «ужасного характера», отталкивавшего возможных покровителей, чем из-за полного безразличия к нему со стороны коллекционеров. Развенчивая «романтическую легенду смерти от голода, алкоголя и, Бог знает, каких метафизических мучений» там же., дочь художника Жанна Модильяни во всем винит, прежде всего, туберкулез, которым он был болен на протяжении всей жизни.

Каким бы несносным и безответственным ни казался временами художник, в основном это был - и в этом единодушны все его друзья - человек аристократического поведения, блестящего ума, широко образованный, способный на добрые чувства и сострадание. Учитывая ограниченную продолжительность - тринадцать лет - его творческой деятельности и все жизненные обстоятельства, его достижения поразительны не только в количественном, но и в качественном отношении. В книге «Модильяни и его творчество» (1956) Артур Пфаннстиль перечисляет и описывает 372 картины художника, созданные после его приезда в Париж в 1906 году. В предисловии к альбому «Амедео Модильяни. Рисунки и скульптура (1965) Амброджо Черони утверждает, что количество подлинных картин Модильяни - 222, что свидетельствует о весьма строгом подходе к их оценке. Несколько ранних полотен Модильяни было обнаружено уже в последние годы, а не так давно на продажу выставлялся ряд очень убедительных по достоверности холстов парижского периода, не упоминаемых ни Пфаннстилем, ни Черони. Вернер Альфред. Амедео Модильяни. с. 45. К сожалению, рынок заполонили подделки под Модильяни, и некоторые из них выполнены с таким мастерством, что могут ввести в заблуждение и специалиста, и коллекционера. Неудивительно, что мастера фальсификации так активизировали свою деятельность - цена за первоклассные работы Модильяни поднялась до ста тысяч долларов. В результате появилось множество «Модильяни», которые пытаются свести оригинальные приемы, разработанные мастером, к тривиальным формулам.

Мы так никогда и не узнаем, сколько же работ не дошло до нас - сколько их уничтожил сам художник, а, сколько было утрачено.

Список литературы

1. Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). - СПб.: ICAR, 1994. - 126 с., ил.

2. Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1989. - 175 с.,[39] л. ил. - (Жизнь в искусстве).

3. Европейская живопись XIII - XX вв. Энциклопедический словарь. - М.: Искусство,1999. - 526 с., ил.

4. Модильяни. - М.: Издательский Центр «Классика», 2001. - 64 с., ил. «Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве».

5. Художественная галерея: Модильяни. -№ 26. - М., 2005. - 31 с.

6. Энциклопедия мировой живописи / Сост. Т.Г. Петровец, Ю.В. Садомникова. - М.:ОЛМА - ПРЕСС, 2000. - 431с.: ил.

Список иллюстраций

1. Модильяни. Около 1909. (Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). - СПб.: ICAR, 1994. - 126 с., ил.).

2. Голова. Этюд для скульптуры ок. 1910. Черный карандаш. 41 Ч 28 см (16 1/2 Ч 10 1/8?). Собрание г-жи Сидней Г. Биддл, Филадельфия. (Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). СПб.: ICAR, 1994. - 126 с., ил.).

3. Голова. 1912. Камень. Высота 46 см (18 Ч 1/8”). Национальный музей современного искусства, Париж. (Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). - СПб.: ICAR, 1994. - 126 с., ил.).

4. Желтый свитер (портрет мадемуазель Эбютерн) ок.1919. Холст, масло 100Ч65 (39 3/8 Ч25 5/8?). Музей Соломона Р. Гугинхейма, Нью-Йорк. (Художественная галерея, 2005. - № 26. - 31 с., ил.).

5. Одна из последних фотографий Модильяни. На заднем плане - портрет Беатрисы Гастингс. (Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). - СПб.: ICAR, 1994. - 126 с., ил.).

6. Сидящая обнаженная ок. 1912. Холст, масло 92Ч60 (36 1/4Ч23 5/8?). Институт искусств Куполда, Лондон. (Художественная галерея, 2005. - № 26. - 31 с., ил.).

7. Автопортрет 1919. Холст, масло 85Ч60 см (33 1/2 Ч23 1/2?). Собрание Иоланды Пентеадо Маткараццо, Сан-Паулу, (Бразилия. Художественная галерея, 2005. - № 26. - 31 с., ил.).