logo
Американский дизайн для организации досуга и развлечений на примере музеев современного искусства

2.1 Френк Ллойд Райт - музей современного искусства Гугенхайма в Нью Йорке. Биография, творческие достижения

Основоположник органического дизайна, архитектор и теоретик искусства - американец Френк Ллойд Райт - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Он не посещал общеобразовательную школу, получая знания на дому,. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби.

В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.

Известность Райту принесли «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[1].

Френк Ллойд Райт вместе с Чарлзом Ренни Макинтошем в конце 19 века ввели концепцию органической архитектуры, которая стала предвестником органического дизайна. Главный постулат органического дизайна утверждал, что отдельные элементы, например предметы мебели, должны визуально и функционально, вписываться как в интерьер, так и в общую концепцию здания. Более того само здание также должно соотноситься с местностью, где оно построено, через структуру, материалы, цвета.

Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943--1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. В здании нет острых углов, и оно задумано таким образом, чтобы избежать разрывов во внутреннем пространстве, а, значит, и в восприятии экспозиции .

Архитектор Франк Ллойд Райт прожил девяносто два года, за свои семьдесят два года творческой деятельности спроектировал 800 и построил около 400 зданий. Кроме музея, наиболее известны блистательные проекты: «Дом Джекоба» в Мэдисоне (штат Висконсин) -- удобное жилое здание для людей среднего достатка, офис фирмы «Джонсон -- Уэкс» в Расине (штат Висконсин) -- здание без окон. Вилла «Дом на водопадах» (Фоллинг-Уотер) в Бер-Ране (штат Пенсильвания), который был назван критиками самой замечательной жилой постройкой XX века, Школа-мастерская в Скоттсдейле (штат Аризона), получившая название «Тейлизин-Уэтс».

Музей современного искусства Гугенхайма в Нью Йорке, 1959. История создания, дизайнерские особенности

Эллипсоподобное футуристическое здание Музея Гуггенхайма, причудливо выделяющееся даже на фоне манхэттенской архитектуры, давно стало узнаваемым символом Нью-Йорка. Гигантское спиралевидное здание, построенно без единого угла, задумано таким, чтобы в нем разместилось как можно большее количество картин. В результате сам музей стал едва ли не большей достопримечательностью Нью-йорка, чем хранящиеся в нем коллекции полотен импрессионистов и постимпрессионистов.

История музея современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке ведет отсчет с 1937 года, когда «медно-угольный король» и золотопромышленник Соломон Роберт Гуггенхайм, будучи в возрасте

девизом фонда стал последовательный авангардизм. Сегодня коллекция Гуггенхайма включает в себя огромное количество произведений искусства начиная с конца XIX в. и вплоть до настоящего времени. Фонд Гуггенхайма управляет целой международной сетью музеев. Старейшим из них и, конечно, наиболее примечательным является нью-йоркский музей Гуггенхайма.

В июне 1943 г. архитектор Фрэнк Ллойд Райт получил письмо из Фонда Соломона Гуггенхайма. Требовалось построить здание для собранной Гуггенхаймом коллекции нефигуративной живописи. ..

Выбор архитектора для постройки самого современного музея в мире оказался весьма удачен. Фрэнк Райт тоже был авангардистом, поборником органической архитектуры. Нью-Йорк для реализации идей Райта подходил менее всего: слишком тесно, повсюду торчат небоскребы, не развернешься, нет перспективы. Однако Гуггенхайм настаивал именно на Нью-Йорке, и Райту пришлось подчиниться требованиям заказчика.

Место для музея было выбрано между 88-и? и 89-и? улицами, поближе к Центральному парку, подальше от городского шума и тесноты.

На воплощение райтовского замысла ушло16 лет. И Соломон Гуггенхайм, и Райт умерли, не дожив до окончания строительства. Когда необыкновенное здание было, наконец построено, оба они были признаны гениями.

А здание и в самом деле было в высшей степени дерзким и оригинальным, настолько, что даже художники-абстракционисты тех времен отказывались выставлять там свои работы.

Внешне это строение до сих пор вызывает восхищение, оно выглядит как перевернутая пирамида или рвущийся ввысь космический корабль. Этот последний шедевр Райта считается одним из самых ярких образцов архитектуры 20 столетия. Музей Соломона Гуггенхайма стал воплощением райтовских идей органической архитектуры.

Его огромная спираль напоминает раковину моллюска, с внутренними пространствами, свободно перетекающими одно в другое. Здесь нет привычной анфилады музейных залов, где в чопорной строгости расставлены и развешаны экспонаты.

Надо сказать, что, создавая здание, Райт отошел от традиционного музейного устройства, когда посетители, осматривая примыкающие друг к другу помещения, вынуждены возвращаться тем же путем.

В Музее Гуггенхайма зрители сначала поднимаются на лифте на последний этаж, затем спускаются вниз по спиральному пандусу, знакомясь с экспозицией по ходу движения.

Музейные залы разделены, как дольки апельсина, представляя собой изолированные, но зависимые друг от друга части целого. К атриуму, имеющему длину 400 метров, примыкают шесть этажей - залов, а также новые помещения пристроенного в 1992 году к основному зданию крыла. Открытый внутренний двор - атриум - дает возможность одновременно видеть разные части здания.

Согласно первоначальному замыслу Райта, здание музея должна была увенчивать круглая стеклянная башня, где размещались бы студии и квартиры художников. Из-за финансовых трудностей этот проект не был реализован. В 1968 г. вместо башни было выстроено небольшое здание запасного фонда.

Однако в начале 1990-х гг. в ходе реставрации его разобрали и, наконец, выстроили задуманную Райтом башню. В ней расположились четыре дополнительные выставочные галереи.

Полностью соответствуя культурным запросам современного общества появляется новый тип здания - «здание-достопримечательность».

Музей спровоцировал создание подобных по всему миру и до сих пор вдохновляет, как просто людей, так и дизайнеров, и архитекторов по всему миру.

Музей современного искусства Гуггенхайма в Нью Йорке, 1959.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт.