Американский дизайн для организации досуга и развлечений на примере музеев современного искусства

реферат

2.2 Френк Оуэн Гери - музей современного искусства Гугенхайма в Бильбао, 1997 , концертный зал Уолта Диснея в Лос - Анджелесе, 2003. Биография, творческие достижения

Френк Гери один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков архитектурного деконструктивизма. Лауреат Притцкеровской премии 1989 года.

Френк Гери -настоящее имя Эфраим Оуэн Гольдберг, 1929.

Родился в еврейской семье иммигрантов из Польши. Его дед торговал строительными материалами, а отец владел магазином торговых и игровых автоматов. С 17 лет живёт в Лос-Анджелесе. Учился в университете Южной Каролины (бакалавр, 1954), а затем в Гарвардском университете (магистр, 1957). Работал в проектных фирмах В. Грюна, Перейры и Лакмана в США, и у архитектора А. Ремонде во Франции. В 1962 году вернулся в США и открыл в Лос-Анджелесе свое бюро.

Сейчас это одна из ведущих фирм мира, в которой работает более 200 архитекторов. Гэри принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма -- музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003).

Однако на самом деле многие его проекты являются скорее иллюстрацией того, что он называет деконструктивизмом, то есть, формальные опыты по «разложению», деструкции и деформации внешней и внутренней оболочек. Гэри создает необыкновенные с эстетической точки зрения объекты, деконструирует иллюзорную целостность архитектуры, но он не пытается глобально переосмыслить саму историю европейской архитектуры, деконструировать её базовые принципы.

Работы Фрэнка Гэри становятся полностью произвольными и геометрически скульптурными и относятся только к прихотям его композиций. Его деконструктивизм - это распадающиеся объёмы, грубые, крошащиеся поверхности, использование буквально сломанных традиционных архитектурных элементов. По его собственному признанию, в творчестве Гэри, в его художественном понимании архитектуры, присутствует лейтмотив очертания и подвижности рыбы (по его словам, намек на традиционное еврейское блюдо матери, «гэфилтэ фиш»). Этот лейтмотив можно проследить во всех поздних постройках Гэри: Музей Гуггенхайма в Бильбао (1991-97), музей Уокера, (Миннеаполис), 35-метровая «плывущая рыба» в Олимпийской деревне Барселоны (1992) и т. д.

Музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания, 1997). История создания, дизайнерские особенности.

Представители Страны басков в 1991 году обратились в Фонд Соломона Гуггенхайма с предложением поучаствовать в развитии своего региона вообще и города Бильбао в частности. И как ни странно Фонд отнесся к предложению благосклонно. Было принято решение выстроить в Бильбао здание очередного Музея Гуггенхайма.

Разрабатывать проект поручили Фрэнку Гери, известному американскому архитектору, который смело сочетает различные строительные материалы, любит оригинальные формы и не боится отступать от классики. Архитектор Филипп Джонсон назвал его «величайшим зданием нашего времени».

В 1997 году в испанском городе Бильбао открылся для посетителей очередной Музей Гуггенхайма сегодня Фонду Гуггенхайма принадлежат помимо американских филиалов в Нью-Йорке, и Лас-Вегасе также музеи в Берлине, Венеции, Абу-Даби, Гвадалахаре, Вильнюсе).

Испанский музей Гуггенхайма, как и его нью-йоркскиий предшественник, знаменит, прежде всего, своей архитектурой. Он построен по проекту всемирно известного современного архитектора Фрэнка Гери, представителя постмодернистского направления в архитектуре. Сложное решение внутренних пространств создает условия для создания нелинейного типа экспозиции. Архитектура существует в одном концептуальном поле с выставочными методами музея.

После открытия в Бильбао музея Гуггенхайма, спроектированного Франком Гери, этот промышленный центр на севере Испании неожиданно превратился в место паломничества туристов со всего мира. Холмистый ландшафт баскского города и его строгая архитектура со множеством зданий из стали и титана привлекли и других известных архитекторов: японец Арата Исодзаки построил ворота Бильбао, испанец Сантьяго Калатрава - аэропорт и мост через реку Нервион, англичанин сэр Норман Фостер - метро, а аргентинец Сесар Пелли - прибрежный парк.

Под здание музея было отведено очень удачное место - с одной стороны к нему подходит главная улица города, с другой оно примыкает к мосту через реку Нервион. Таким образом, музей является своеобразным центром города, мимо (и через) которого проходят главные дорожные артерии.

Музей находится ниже уровня реки и всего города, это позволило необычной конструкции при всей своей грандиозности и монументальности не подавлять окружающие здания, не нависать над ними, а легко и изящно вписываться в городской пейзаж. К тому же углубленное положение дало возможность создать и обыграть лестничные пространства.

Расположенное на набережной здание воплощает абстрактную идею футуристического корабля, возможно, для межпланетных путешествий. Также его сравнивают с птицей, самолётом, суперменом, артишоком и распускающейся розой. Но эта роза создана из стекла и металла.

В основе конструкции - стальной каркас, состоящий из решетчатых трехметровых секций. Все они прямоугольной формы, изгибы и неровности созданы на местах сочленений. Чтобы выполнить такую тонкую работу с большой точностью, использовались компьютерные технологии - проект был смоделирован, разбит на части. Каждая деталь получила специальный штрих-код, его ставили и на произведенные на заводе металлические конструкции. Строителям оставалось только правильно собирать этот «конструктор». Облицовано здание гнутыми титановыми листами - вид от этого у него немного инопланетный, но очень эффектный.

Стеклянные же поверхности - ровные, но они очень умело вписаны в оригинальную конструкцию, и их «прямота» гармонирует с изгибами и вывертами металлических частей. Компьютерная программа BOCAD помогла Гери создать трехмерную модель будущего здания, эта же программа автоматически делала производственные чертежи на основе модели, ее же использовали и в станках, изготавливающих отдельные элементы конструкции. Благодаря программе BOCAD каркас был выполнен настолько точно, что подгонка элементов на месте была не нужна.

При этом в музее Гуггенхайма нет ни одной повторяющейся стальной детали, каждая - индивидуальна. Все элементы конструкции получили на заводе штрих-коды, которые считывали на стройке, и крепили элемент точно на то место, которое было заложено в трехмерной модели Гери.

Процесс облицовки музея был не менее интересен, чем его строительство. Здание облицовано титановыми листами, и сложные кривые изгибов просчитывали опять-таки на компьютерных моделях. Это и позволило придать зданию такой сложный «гнутый» силуэт. Стекло, которое также использовалось при облицовке, напротив, оставили плоским (требования технологии), но из-за того, что почти 70% стекла имеет уникальные размеры, его «плоскость» не диссонирует с гнутым титаном.

Музей Гуггенхайма был торжественно открыт в октябре 1997 года и сразу стал всемирно известным и сверхдоходным городским аттракционом. Причина такой популярности, конечно, кроется в архитектуре: в музее нет ни одного повторяющегося помещения, его интерьер - одно сплошное постоянно изменяющееся пространство, сотканное из белых плоскостей стен, хромированных деталей и огромных витражных окон.

Занимающий площадь в 24 тыс. кв. м, музей состоит из биоморфных и разнофактурных архитектурных форм, сгруппированных вокруг центрального атриума.

Облицованное тонкими листами титана, издалека это здание действительно напоминает цветок, чей силуэт рифмуется с холмами и вторит изгибу реки. Музей «сросся» с мостом Сальве, ведущим из Бильбао во все концы Испании, Францию и аэропорт, и композиционно «держит» всю береговую застройку города.

Открытие музея Гуггенхайма в Бильбао привлекло огромное внимание. Здание музея, по словам специалистов, одновременно встроено в контекст города и в то же время выделяется из него. Сами испанцы называют его ключевым звеном в возрождении культурной жизни Бильбао. Открытие музея Гуггенхайма спровоцировало в Бильбао самый настоящий строительный бум, и десять лет спустя этот испанский город можно считать мировым полигоном современной архитектуры. В мировой практике даже появилось такое понятие как «синдром Бильбао», под которым подразумевается именно социально-культурный и экономический эффект от возведения знакового объекта.

Для справки: только музей Гуггенхайма приносит городу около 28 млн. евро в год. Интересно, что в музее нет постоянной экспозиции - каждые три месяца здесь сменяют друг друга временные выставки, знакомящие публику с самыми модными художниками современности.
Мухей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, 1998 - арх. Фрэнк Гери.

Еще одно творение Френка Гери и не менее серьезный вклад в американский современный дизайн - это концертный зал Уолта Диснея в Лос - Анджелесе.

Концертный зал имени Уолта Диснея. История создания, дизайнерские особенности.

Поразительно красивый Концертный зал имени Уолта Диснея (Walt Disney Concert Hall) - это не только новый дом для филармонического оркестра Лос-Анджелеса, но и жемчужина даунтауна. Семья Уолта Диснея очень хотела получить проект, достойный самых высоких оценок, и пожертвовала на строительство 50 миллионов $. Строительство было завершено в 2003 году. В результате Лос-Анджелес получил шедевр архитектуры и дизайна, а также концертный зал, превосходящий по акустическим качествам самые известные площадки в мире. Архитектором концертного зала Уолта Диснея стал Франк Гери - автор другого всемирно известного архитектурного шедевра - музея Гуггенхайма в Бильбао. Внешний облик концертного зала иснея во многом схож с музеем в Бильбао. Экстерьер здания формируется серией волнистых изогнутых поверхностей из нержавеющей стали. Солнце отражается от здания и еще больше подчеркивает его удивительную форму. Внутри концертного зала - ослепительная аудитория на 2265 мест с отделкой из дорогого дерева. Орган в концертном зале, состоящий из более чем 6100 труб, настолько сложный, что потребовался целый год для его окончательной настройки. Кроме того, в здании открыты ресторан, кафе, книжный и сувенирный магазины. На строительство Концертного зала Уолта Диснея было потрачено около 274 миллионов долларов. Еще около 25 миллионов долларов было выделено Компанией Уолта Диснея. Проект неудержимого в своей фантазии Фрэнка Гери не единожды корректировался на начальных этапах, и даже после окончания строительства претерпел некоторые изменения. В 2005 году блестящий, в прямом смысле слова, фасад здания стал причиной жалоб жителей из домов напротив. Отраженные солнечные лучи чрезмерно разогревали их квартиры и раскаляли ближайшие тротуары до 60 градусов. В итоге фрагменты зеркально-стальной обшивки подверглись пескоструйной обработке, лишившей проблемные участки фасада первоначального блеска. Не менее экстравагантным, нежели фасад здания, оказался и фасад органа - главного действующего музыкального инструмента. Фрэнк Гери представил его как асимметричный пучок труб-регистров, сплетающихся между собой и расходящихся в разные стороны. Благодаря своему поразительному дизайну, орган скорее походит на диковинный экспонат, который «по совместительству» способен изливать звуки музыки. Роскошный, отделанный золотистой сосной зал вмещает до 2265 любителей высококачественной музыки. Акустика зала, созданная японскими специалистами, восхищает не только слушателей и критиков, но и самих музыкантов, выступающих на этой площадке. В музыкальном комплексе также имеется открытый амфитеатр, террасы для отдыха, кафе и ресторан, и, конечно же, сувенирная лавка. Представляя обширную культурную программу, Концертный зал Уолта Диснея сам по себе является достопримечательностью, которая достойна отдельного внимания.

2.3 Стивен Холл - Музей современного искусства Киасима в Финляндии, 1998

Стивен Холл родился в 3 сентября 1947 году в Бремертоне, штат Вашингтон. В 1969 году закончил Вашингтонский университет, затем учился в Риме и в лондонской Школе Архитектурной ассоциации. В 1976 году основал в Нью-Йорке студию Steven Holl Architects, насчитывающую сейчас около 35 сотрудников. Стивен Холл признан одним из самых выдающихся архитекторов Америки за способность смешивать в своем творчестве пространство и свет с большой контекстной чувствительностью, создавать концептуальный дизайн, используя уникальные особенности каждого проекта. Он специализируется на интеграции новых проектов в существующую контекстную среду, обладающую особенной, индивидуальной культурной и исторической важностью. Стивен Холл создал проекты в области культурной, гражданской, учебной и жилой архитектуры как в Соединенных Штатах, так и за рубежом. Музей современного искусства «Киасма» (от греческого «chiasm» -- Х-образная фигура) в Хельсинки, Финляндия, построенный в 1998 году, по всеобщему мнению, является его шедевром. Среди других известных работ -- офисный центр Sarphatistraat в Амстердаме и часовня Св. Игнатиуса в Сиэтле, штат Вашингтон. На счету студии Steven Holl Architects такие проекты, как центр Higgins Hall (часть Школы архитектуры Института Пратта; Бруклин, Нью-Йорк); отель и курорт Loisium (Лангенлуа, Австрия); Школа искусств и истории искусства Университета Айовы; швейцарское посольство в Вашингтоне; расширение и реконструкция Музея искусств Нельсона Аткинса (Канзас-Сити, штат Миссури). Недавно архитекторы Стивена Холла выиграли два международных тендера на проектирование Города Прибоя и Океана в Биаррице (Франция); и морского курорта Sail Hybrid в городе Кнокке-Хейст (Бельгия). Стивен Холл был удостоен самых престижных архитектурных наград и премий. В 1990 году американская Академия искусств и литературы вручила Стивену Холлу премию Арнольда В. Бруннера «за достижения в архитектуре как искусстве». Знаменитый американский архитектор Стивен Холл не всегда следует канонам американской академической школы: он завоевал расположение публики как виртуоз перфорированных объемов. Холл - обладатель многих наград и медалей - прославился своими проектами Музея современного искусства Киасма (Kiasma) в Хельсинки, Музея искусств Нельсон-Эткинс (Nelson-Atkins) в Канзас-Сити, факультета философии Нью-Йоркского университета и т.д. Кроме архитектуры его интересуют индустриальный дизайн, живопись акварелью, изобретение новых материалов, а главное - философия. Он автор многочисленных публикаций и более 10 монографий. Стивен Холл - архитектор с четкими философскими убеждениями, приверженец инноваций, экспериментов в натуральности, один из самых ярких примеров сегодняшней архитектуры. Отличительные особенности его проектов, материалы, которые он использует, текстуры, цвет и свет. Стивен Холл специализируется на интеграции новых проектов в существующую контекстную среду, обладающую своей особенной, индивидуальной, культурной и исторической важностью . Сам он говорил так: -«Я полагаю, что архитектура должна полностью соответствовать своей цели и создавать так называемый смысл места. Каким бы ни было здание, оно связано с определенной страной и культурой. Если изначальная архитектурная концепция глубока и оригинальна, то пространство получает новое значение.» Проект Музея современного искусства Киасма (Kiasma) в Хельсинки, построенный в 1998 году, по всеобщему мнению, является его шедевром.

Музей современного искусства Киасма в Хельсинки, 1998. История создания, дизайнерские особенности.

Строительство музея Kiasma было завершено в 1998 году. Это музей современного искусства в центре города Хельсинки. Концепция идеи музея - это «переплетения» связей между телом и миром. Стивен Холл отказывается от двойственности тело/объект и человек/природа. Он предполагает взаимосвязь между природой и культурой. Целью архитектора было интегрировать архитектурную форму в пейзаж и в пространство существующего города. Он расположил музей на границе, между двумя сетками города. Железнодорожная станция и почта находятся к востоку от музея, в строгой ортогональной части улиц города, и являются одним из основных элементов, повлиявших на расположение музея. Западная же часть города расположена по диагонали, относительно плана города. Улица, где расположен музей является разделительной линией с ортогональной частью города. В течение большей части 20-го века место, где сейчас расположен музей, использовалось в качестве общественной площади и являлось связующим, центральным звеном плана застройки. Геометрически, музей можно рассматривать как две части, или два здания, которые пересекаются. Одно из зданий является прямолинейным, другое криволинейным. Вход - атриум, образует между этими двумя частями музея «связующую» пустоту. Прямолинейная часть музея расположена симметрично оси железной дороги /почты (ортагональной сетки) - взаимодействует с городом. Вторая часть здания трансформирована в криволинейную, развивая идеи о местности, взаимодействуя с ландшафтом. Криволинейный объем выражен, как экструдированная кривая, как парабола, которая прокатилась по земле. Музей расположен точно на пути движения солнца. Парк, на востоке, треугольной формы, выступает в качестве двух лучей, так же описывает дугу музея. Криволинейная часть музея, ориентируется в северной стороне на парламент, залив и Финляндия Хол Алвара Аалто. Интересно, что Стивен Холл связывает музей Киасма и Финляндия Хол не только с точки зрения расположения и ориентирования, но и с определенными сходствами в плане. Так же стоит отметить, что расположение Музея Киасма является полным отражением идеи Алвара Аалто о застройке города Хельсинки. В музее не существует одного единственного пути прохождения галлерей или одного определенного способа получить законченное представление о пространствах. Напротив, существует множество путей, ведущих через здание, посетитель должен выбрать сам - куда ему идти. Динамическое внутреннее пространство с его пандусами, лестницами дарит посетителям «интерактивное» видение, вдохновляя их на выбор своего собственного маршрута. Это отсутствие определенного пути, вынуждает посетителей испытывать неожиданные эмоции и чувствовать необходимость делать паузы, «испытывая» отражения света и тени, становиться «открывателями» пространств. Тело начинает взаимодействовать с построенной окружающей средой, исследуя её. Благодаря своей идее «движения тела», обуславливающей то, что человек перемещаясь, меняет пространство, Холл наделяет музей - динамикой. Сильно искривленное пространство активизируется в разных точках наблюдения, рождая многочисленные горизонты. Тем не менее, Стивен Холл хотел, чтобы одна вещь была видна изначально. На входе в музей, в этой искривленной среде, два пандуса между двумя частями здания выступают в качестве соединения. Этот перекресток, где основные кривые образуют проход, определяется вертикальными полосами лестницы, по форме похожими на ДНК, соединяющих все уровни здания.

Музей современного искусства Киасма в Хельсинки, 1998 - арх. С. Холл.

Внутренняя планировка музея Киасима - арх. Стивен Холл.

Делись добром ;)