logo
Деревянные ремесла и промыслы

1.2 Деревянные ремесла и промыслы в настоящее время

Традиционное декоративно-прикладное искусство - это цельный, стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду, быту. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались мастерами-исполнителями и передавались из поколения в поколение.

Выставки современного искусства в разные годы с успехом демонстрировали мастерство восточно-казахстанских прикладников в городах Алматы, Астане, Ереване, Ленинграде, Москве, Новосибирске и других. И каждый год весной, экспозиции, в которых участвуют наши народные умельцы, а также выставляются предметы из фондовых коллекций, проходят в этнографическом музее.

Работы мастеров всегда демонстрируют преемственность традиций и новые подходы, диктуемые современностью. На нынешней выставке, в частности, представлены работы мастеров, занимающихся флористикой. Применение простейших средств - растений, гальки, камней - привлекает мастеров к этому виду творчества.

Резьба по дереву, один из самых древних и традиционных видов прикладного искусства, по сей день остается одним из популярных видов народного творчества.

Один из авторов - хорошо известный и, к сожалению, ныне ушедший из жизни поэт Евгений Васильевич Курдаков. В 70-х годах прошлого века он был неоднократным лауреатом городских, областных и республиканских конкурсов, проводимых среди мастеров резьбы по дереву. В свое время он работал заведующим художественными мастерскими в университете в г. Новгороде. Но единственное место, где можно увидеть его коллекцию - панно, корневую скульптуру, уникальную скульптуру малых форм - это наш этнографический музей. Позже мастер освоит и другие ремесла, но предпочтение отдаст литературному делу.

Исходный природный материал для мастера - это не только древесина, доски для резьбы по дереву, это и капы - наросты на деревьях, капо-корни с уникально-причудливой пластикой, это и корни деревьев, выросших на обрывах, на каменистой почве, принимающие часто сильно изогнутую, закрученную, витиеватую форму, захватывающие иногда и камни, и гальку. Такие корни с естественной инкрустацией особенно декоративны и представляют большой интерес для творца.

В поисках природного материала Евгений Васильевич бывал в разных уголках Восточного Казахстана - корчевья, заброшенные участки, ручьи, горы, буреломы, участки лесных пожарищ - неполный перечень тех мест, которые посетил мастер. Его путешествия в поисках исходного материала нашли отражение в его поэтическом творчестве.

Работы его разноплановы - панно, декоративные вазы, разнохарактерная скульптура, персонажи которой - это былинные, юмористические, комические, аллегорические герои. Природный материал творчески переосмысливается и доводится мастером до определенного художественного образа. В каждой работе, в каждом изделии, в пластике дерева, его теплоте, красоте цвета живет образ леса, образ связи человека с природой.

Евгений Курдаков в свое время работал в этнографическом музее реставратором, научным сотрудником, давал консультации резчикам по дереву. В 1986 году выходит в свет его уникальная книга "Лес и мастерская" - результат увлечения резьбой, флористикой, серьезное исследование с рекомендациями мастерам декоративно-прикладного искусства. Книга снабжена фотографиями, дополнена рисунками. С этого времени мастер целиком посвящает себя литературному труду.

Мастера нашего края владеют разными видами техники обработки дерева. Пример тому - изделия Владимира Петровича Агеева - великолепные, с резным орнаментом, шкатулки, с древнейшим трехгранно-выемчатым орнаментом доски, скульптурно-объемные ладьевидные ковши, а также искусно выплетенные из берестяных полос корзинки (овладеть этим ремеслом не просто). Его работы отмечены высоким мастерством, редким проникновением в технологию и секреты народных ремесел. Работы из дерева мастеров декоративно-прикладного искусства г. Лениногорска представлены изделиями из капа Юрия Алексеевича Арепьева и Юрия Иосифовича Надейны.

Капы - наросты на деревьях и корнях. Примечательно, что емкости, выполненные из капа, никогда не растрескиваются. Юрий Арепьев - большой мастер по изготовлению изящных, легких декоративных чаш, ковшей, ваз, форма которых следует контурам и пластике наростов. Любимый материал - кап березы.

Юрий Надейн раскрывает неповторимую красоту текстуры капов с помощью обработки их на токарном станке. На изделия, для завершения рисунка и сюжета, коричневым красителем мастер тактично добавляет линии, штрихи. Работы его разноплановы. Уникальна декоративная ваза, выточенная из крупного наплыва капа, - она привлекательна исходной формой и зимним пейзажем, изображенным на ней.

Пример высочайшего профессионального мастерства в резьбе по дереву демонстрирует в своих изделиях Владимир Савельевич Акулов. Он блестяще использует технику инкрустации металла на дереве, будь то солонка "Курочка и петушок" или выполненные в казахском национальном стиле ожау - половники. Изготовление туесов, посуды, коробок из бересты - промысел очень старый, когда-то широко распространенный. Один из мастеров, занимающийся возрождением этого древнего ремесла - Павел Андреевич Никулин. В экспозиции - туески, выполненные им по старой технологии, в чисто крестьянском духе, без клея, без гвоздей. Делает мастер свои изделия с редким совершенством. Его сказочные чудо-птицы, расщепленные из древесины бруска, - подлинные произведения народного искусства: в них сочетаются техническое совершенство и художественная выразительность. Однажды выпорхнув из рук мастера, эти чудо-птицы не только нашли прописку в музейной экспозиции, но и в квартирах многих устькаменогорцев.