logo
Анализ влияния гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. на мировую культуру

Введение

Одной из ведущих проблем ушедшего XX века была проблема войны и мира. Заставив человечество за одно столетие содрогнуться от двух мировых войн, история регулярно посылала ему испытания в виде региональных конфликтов.

Среди таких конфликтов выделяется Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.

Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. - началась в результате мятежа, поднятого генералами Э. Мола и Ф. Франко. Хотя истоки конфликта уходили своими корнями в спор столетней давности между традиционалистами и сторонниками модернизации, в Европе 1930-х гг. он принял форму столкновения между фашизмом и антифашистским блоком Народного фронта. Этому способствовала и интернационализация конфликта, вовлечение в него других стран (в том числе и СССР), а вместе с тем и выдающихся деятелей искусства - журналистов, писателей, художников, прибывших в Испанию. Фактически Испанская война превратилась в общеевропейский конфликтКольцов М. Е. Испания в огне. Т. 1. Испанский дневник. Кн. 1.-- М., 1987. С.15..

Испанская эпопея вызвала к жизни целую художественную литературу: десятки романов, пьес, сборников статей, рассказов, тома публицистики, «Раной в сердце человечества» назвал трагедию испанского народа Камю. Среди тех, кто на нее отозвался, Э. Хемингуэй, Э. Синклер, А. Мальро, А. Зегерс, Д. Димов, Б. Брехт, В. Бредель, Л. Ренн и др. Бесчисленны поэтические отклики (П. Неруда, Л. Хьюз, Э. Вайнерт, Р. Альберта, Н. Гильен и многие другие).

Весомо вошла испанская тема в творчество ряда советских писателей: А.Афиногенова (романтическая драма «Салют, Испания»), К. Симонова (знаменитое стихотворение «Генерал», посвященное памяти Матэ Залки). Глубокий и яркий след оставила Испания в жизни Америки и в ее литературе. Три тысячи американцев отправились в Испанию. Среди добровольцев -- и об этом откровенно рассказывает Бесси в своей книге «И снова Испания» и «Анти-американцы».

Тема народного героизма в этой войне, а так же всех ее ужасов отразилась и на изобразительном искусстве П. Пикассо, С. Дали, Х. Миро. Патриотический подъем в песенном творчестве, кино и фото репортажи, несомненно, обогатили мировое искусство 30-40-х гг. всколыхнув всецело общественное мнение, отголоски которого мы можем наблюдать в современном искусстве (документальный фильм « Гражданская война в Испании 1936-39» 2004 г.). Все это и определяет актуальность исследования.

Объектом исследования является Гражданская война в Испании в 1936-1939 гг.

Предметом исследования культурный подъем в Испании, которому способствовала гражданская война, а также произведения мирового искусства, созданные под влиянием событий Испании в 1936-1939 гг.

Хронологические рамки исследования определяются временными границами Гражданской войны в Испании: 1936-1939 гг.

Цель данной работы: показать, как события Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. повлияли на настроения выдающихся деятелей искусства, создавшие под влиянием этой войны, художественные произведения, затронувшие общественность во всем мире.

Задачи работы:

- проанализировать причины творческого подъема в Испании в условиях Гражданской войны;

- выявить наиболее существенные положительные результаты гражданской войны в основных сферах культуры и искусства Испании 30-х гг.;

- определить каким образом война повлияла на мировую общественность;

- рассмотреть основные произведения испанского, советского, американского английского искусства, которые были созданы под влиянием событий Гражданской войны в Испании 1936-1939.

Теоретической основой моего исследования стали труды по истории Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг., а также художественные и публицистические произведения выдающихся деятелей мирового искусства, ставших свидетелями этой войны.

Отечественная историография Гражданской войны в Испании достаточно обширна. В ней выделяют несколько этапов Мещеряков М.Т. СССР и гражданская война в Испании // Отечественная история. - М., 1993. N 3. С. 83-95.. Так, 30-40-е гг., отмечены изданием, в основном, мемуарной, публицистической литературы, авторы которых были в то время свидетелями тех кровавых событий. Эта литература непосредственно касается области культуры и искусства: Эрнест Хэмингуэй «По ком звонит колокол (роман)», «Пятая колонна»; Альва Бесси «Анти-американцы»; Стивен Хантер «Испанский гамбит» и др., в которых авторы выступают против насилия и облачают все ужасы войны и фашизма.

В 50-70 гг. были изданы работы X. Гарсиа, И.М. Майского, К.Л. Майданника, С.П. Пожарской, М.Т. Мещерякова и др. Закономерным представляется интерес авторов этого периода преимущественно к внутренним проблемам испанского конфликта. Его международные аспекты, как правило, рассматривались в подчиненном контексте, служа иллюстрацией тех или иных положений.

Фактически первым в отечественной историографии проблему Гражданской войны в Испании поставил Р.С. Овинников. Автор проанализировал экономические и военные мотивы политики ведущих мировых держав в вопросах испанской войны. В монографии большое внимание уделялось политике США, Англии и Франции в Испании. Вопросов влияния культуры и искусства, к сожалению, автор касается вскользь, упоминая их в контексте.

Большой вклад в изучение испанской войны внес кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института военной истории МО РФ Рыбалкин Ю.Е., подготовивший, работу «Операция «Х».

Необходимо также отметить работу известного французского историка и талантливого журналиста Жоржа Сориа. Его двухтомный труд «Война и Революция в Испании. 1936-1939 годы», посвящен истории героической борьбы испанского народа против франкистских мятежников и интервенции нацистской Германии и фашистской Италии. Целая глава второго тома посвящена «Культурному подъему в республиканской Испании», где рассмотрены все основные сферы культуры и искусства (создание союзов интеллигенции, направленный на защиту народного достояния страны, сферу образования, художественного творчества, театра и т.д. ).

Работа М.Е. Кольцова «Испания в огне» (в 2 томах) - русский советский публицист, журналист, писатель. Под видом корреспондента «Правды» был направлен в Испанию во время Гражданской войны 1936-1939 гг. В этой книге он рассказывает о легальной части своей работы от первого лица, а о тайной - от имени Мигеля Мартинеса. В настоящее двухтомное издание включены его «Испанский дневник» и репортажи, очерки 1936-1937 годов. В том 1 вошли книга первая и книга вторая (7 ноября -- 30 декабря 1936 года) «Испанского дневника». Том 2 настоящего издания включает окончание книги второй (1 января -- 10 апреля 1937 года), книгу третью (незаконченную) «Испанского дневника» и раздел «Корреспонденции. Репортажи. Очерки», куда вошли избранные материалы, посвященные антифашистской войне в Испании и опубликованные Михаилом Кольцовым в «Правде» в 1936-1937 годах. Надо отметить, что в своей работе автор попытался объективно разобраться в острых вопросах этой войны.

1936 год. Испания... Национально-революционная война против военно-фашистского мятежа и итало-германской интервенции. Внимание всего мира привлечено к этой стране Кольцов М. Е. Испания в огне. Т. 1. Испанский дневник. Кн. 1.-- М.: , 1987. С.28..