logo
Анализ деятельности культурно–досуговых центров по организации досуга молодежи "Молодежного центра Жаштык" и "Продюсерского центра"

ВВЕДЕНИЕ

Работа с молодежью - одно из самых сложных направлений деятельности учреждений культуры.

Во-первых, потому, что молодежный возраст в силу объективных причин и для самого человека один из самых трудных периодов в жизни. Это связано со сложностью процесса социализации, становления человеческой личности, физиологическими особенностями данного периода жизни, с материально-экономической неустойчивостью и т.д.

Во-вторых, молодежная аудитория различается многообразием психологических типов, уровней образования, ценностных ориентаций, жизненных позиций. Молодежь является неотъемлемой частью общества, и от того какая она, во многом зависит уровень качества общества, его экономика, нравственное состояние, его стабильность.

Воспитание молодежи должно осуществляться по многим направлениям и через разные социальные институты общества, в том числе и учреждения культуры. Однако успех или неуспех этой деятельности определяется тем, насколько работники учреждений культуры знают особенности молодежной аудитории, ее проблемы. Владеют ли информацией о происходящих в молодежной среде процессов, насколько высок их профессиональный уровень, чтобы позитивно влиять на эти процессы.

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Эта проблема исключительно актуальна в настоящее время, когда интенсивный рост преступности обусловил борьбу с ней как стратегическое направление деятельности нашего общества и государства.

Наркомания, пьянство, бродяжничество, деструктивные формы свободного времяпрепровождения и преступность в наибольшей степени поразили молодежную среду, что явилось реакцией на кризисные явления в экономике, напряженность в межнациональных отношениях, трудности с получением образования и трудоустройством, неэффективности молодежной политики, коммерциализацию досуга, ослабление ряда традиционных иснтитутов социализации, девальвацию нравственных идеалов, этических ценностей и норм.

В течение многих десятилетий государство пыталось решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс воспитания рамками трудового и учебно - воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Но эффективность этой деятельности оказалось чрезвычайно низкой.

В пространстве молодежного досуга произошли значительные качественные изменения. В целом тенденции его трансформаций можно охарактеризовать утратой позиции традиционных нравственных и культурных ценностей, смещением акцентов на развлечение. Вместе с тем, обнаруживаются и положительные тенденции, связанные с избирательностью в отношении существующих досуговых занятий.

Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возрождения, реально проявляемых интересов и потребностей молодого поколения, для преодоления черт асоциального поведения, но достигать этого можно посредством создания благоприятной социально- культурной среды.

Совершенствования деятельности культурно-досугового учреждения по организации досуга молодежи сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, повышение квалификации работника культуры, расширение содержания деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Таким образом, постоянно происходящие изменения в обществе порождают все новые исследования изменений, в досуговом пространстве молодежи.

Все это требует постоянного совершенствования методик организации культурно-досуговых центров, основанных на глубоком понимании и учете социально-психологических корней и природы основной массы аудитории (молодежи).

Степень научной разработанности проблемы

Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях Е.А. Скриптунова, В.А. Лукова, В.Т. Лисовского и др.

Различные аспекты молодежной проблематики рассматривали в своих работах: С. Л. Бродской, Б. С. Волкова, Т. В. Драгунова, В.Г. Казанской, О. В. Мудрика, В. С. Мухиной, Р. С. Немовой, С. В. Петрушина, Д. Я. Райгородского, В. М. Розина.

Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли теоретики и практики социально - культурной деятельностии: М. А. Ариарский, С. Б. Брижатова, Д. М. Генкин, Т. И. Головко, И. Н. Ерошенков, А. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, А. А. Конович, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов, В. В. Туев, В. В. Чижиков и др. авторы

Вопрос о развитии творческих способностей молодежи различными

средствами культурно-досуговой деятельности посвящены работы: Е.И. Григорьевой, Е.Деминой, Д.В. Тихомирова, и других авторов.

Исследования данных авторов положили основу для совершенствования теории и методики организации культурно - досуговой деятельности молодежи, но ряд вопросов и проблем практического характера остаются на стадии решения.

Объект исследования: молодежь как субъект организации досуга.

Предмет исследования: процесс организации досуга молодежи средствами культурно - досуговой деятельности.

Цель исследования: выявление специфических особенностей организации молодежного досуга в условиях культурно - досуговых учреждений.

Задачи исследования:

Изучить сущность и функции досуга молодежи.

Рассмотреть формирование основных психофизических особенностей молодежного возраста.

Исследовать основные функции современного досуга молодежи.

Раскрыть основные принципы и формы организации досуговой деятельности для молодежной аудитории

Проанализировать содержание деятельности «Молодежного центра Жаштык» по организации досуга молодежи.

Провести диагностику уровня реализации культурно - досуговых предпочтений молодежи.

Рассмотреть содержание деятельности «продюсерского центра»

Методы исследования:

Анализ литературы по проблеме исследования

Метод наблюдения

Включенное наблюдение

Анкетирование

База исследования: аудитория «Молодежного центра» г. Бишкек Киргизия.

Практическая значимость дипломного исследования определяется, тем что, методичекие рекомендации по организации досуга молодежи могут быть использованы специалистами культурно - досуговых учреждений.

Структура дипломного исследования состоит: из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложения.