Анализ и пути совершествования социально-культурной деятельности в Студии "Древо"

курсовая работа

Глава 1. Развитие СКД

Исследования социально-культурной деятельности направлены на осмысление сущности, закономерностей, принципов развития, а также педагогических технологий развития личности и социальных общностей в условиях досуга Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально - культурной интеграцией личноссти: Дисс. - СПбГУКИ, 2003. С. - 20-21., в контексте тех или иных социальных, культурно-исторических и национально-культурных ценностей.

Социально-культурная деятельность возникла и развивается на стыке с общей педагогикой, социологией, социальной и этнической психологией, культурологией, культурной антропологией, теорией организаций и другими отраслями науки Социально-культурная деятельность на пороге XXI века. История, теория, технология: Материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию факультета «Управления социально-культурной деятельностью» (14 апреля 1999г.). ВСГАКИ - Улан-Удэ, 1999. С. - 10.. Социальная значимость этой деятельности состоит в повышении роли культуры, культурного наследия и культурных ценностей в регуляции массового сознания, оптимизации социального взаимодействия и процессов социализации личности. Решение этих задач достигается посредством теоретико-методологической рефлексии реальных процессов и тенденций развития социокультурной сферы, проведения педагогических экспериментов, широкого внедрения результатов исследований в деятельность различных учреждений культуры и образования, творческих студий, общественных объединений и движений, а также управленческих структур.

Чтобы отследить развитие СКД, необходимо учитывать следующие основные понятия: культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ; культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими, и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей; творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация; творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания); организация культуры - юридическое лицо, основная деятельность которого направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей и благ, действующее в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации; учреждение культуры - некоммерческая организация культуры, созданная собственником для осуществления культурной деятельности и финансируемая им полностью или частично.

В разные исторические периоды СКД называлась: до 1920 г. - внешкольное образование; с 1920 по 1970 г. - политико-просветительская работа; с 1970по 1990 г. - культурно-просветительская работа; до середины 90-х годов - культурно-досуговая работа; с сер. 90-х годов - социально-культурная деятельность.

До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС См. Зазерский Е.Я. Сегодня и завтра советского клуба. // Клуб и художественная самодеятельность. № 1, 1983.. После путча деятельность социально-культурных учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название - СКД Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития / Л.А. Беляева. - М., 2001. С. - 179..

Деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга - это СКД. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и других сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

Культурно-досуговая деятельность - составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).

Культурно-просветительская работа также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году - «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и так далее, основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и так далее), а также основные права граждан в области культурной деятельности Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л.,1990. С. - 70..

Особенностей СКД можно насчитать несколько. Во-первых, она осуществляется в свободное время. Во-вторых, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью. В-третьих, характеризуется многообразием видов. В-четвёртых, РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.).

Отличительные черты СКД - это гуманистический характер, культурологический характер, развивающий характер. И, соответственно, её функции делятся на развивающую, информационно-просветительскую, культурно-творческую, рекреационно-оздоровительную.

Досуг - это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная. Виды досуговой деятельности делятся на самообразование, общественную деятельность, потребление культурных ценностей, занятие спортом, туризм и путешествия, развлечения, общение с людьми, общение с природой, пассивный отдых, антисоциальные виды досуга.

Делись добром ;)