Заключение
«Дон Жуан» Мольера - известная, но далеко не самая репертуарная пьеса. Не только в России, но и во Франции ее ставят не часто. Спектакль Эфроса открыл ее заново как философскую драму. Жак Меркюр, директор парижского «Театр де ла Вилль», участник советско-французской встречи деятелей театра, говорил: «Я очень рад, что нам удалось посмотреть «Дон Жуана» Мольера в постановке Эфроса с двумя прекрасными актерами. Могу сказать, что это один из лучших, если не лучший «Дон Жуан» из всех, которых я видел за свою жизнь» Меркюр Ж. Мы увидели много полезного // Советская культура, 07.06.1974, с. 6.. Спектакль имел огромный успех, был отмечен на международном театральном фестивале «БИТЕФ-74» в Белграде. «Великим и необычным представлением» К. Воробьев. По единодушному мнению. // Советская культура, 11.10.1974. назвала его одна из газет. А Лев Дуров вспоминает, что тогда к ним подошла французская труппа, «чтобы поблагодарить за то, что русские открыли им трагического Мольера» Коростылева М. Этот вечный Дон Жуан // Вечерняя Москва, 21.03.1989, с. 3..
«Дон Жуан» был удивительно гармоничен. В гармонии было все - и оформление Боровского, и костюмы, и старинная музыка, звучавшая как будто из другого мира. «Спектакль несколько аскетичный, но очень красивый, с подвижными, музыкально-пластичными, какими-то изысканными мизансценами, с точно выверенным темпоритмом.» Козаков М. В своем квадрате // Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи. / Сост. М.Г. Зайонц. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000, с. 118. На фестивале публика дружно аплодировала ему в течение 10 минут. Но дома в первые секунды после финала стояла удивительная тишина. Не потому, что спектакль не был понят. Он ставил очень серьезные вопросы, заставлял глубоко задуматься - и аплодисменты «приходили» уже потом.
Так же, как и «Страницы журнала Печорина», поставленные Эфросом на телевидении примерно в это же время, «Дон Жуан» был о «лишнем человеке». Об умном, думающем, но не находящем себе места, занятия, внутренней опоры. «Дон Жуану пусто…» Розов В. Режиссер, которого я люблю. // Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи. / Сост. М.Г. Зайонц. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000, с. 41.. И тот же мотив прозвучит в «Женитьбе»: жизни пустой, идущей по инерции, от скверности которой хочется спастись - в женитьбе, в хлопотах, в чем-нибудь! Да, люди там другого масштаба, но что с того? Они тоже страдают и ищут выход. И тоже безуспешно. Это было в воздухе времени.
«Дон Жуан» Эфроса повлиял и на другие постановки. Так, в спектакле А. Морфова в театре Комиссаржевской пространство действия было огорожено деревянным забором - стенами сарая Дмитревская М. Красное и черное, или Тридцать лет спустя // Петербургский театральный журнал, 2004, № 1. . Но внешнее оформление - не самое существенное. Эфрос уже тогда почувствовал, что Дон Жуан исчерпал себя. И это нашло отражение в «Продолжении Дон Жуана», поставленном через несколько лет. А сегодня даже герой оперы Моцарта, наделенный фантастической жизненной силой, опустошен и потерян (постановка Дмитрия Чернякова в Большом театре). Замкнутое пространство сарая сменила обшитая деревянными панелями комната, но это не меняет сути. То же ощущение человека в мире. И это тревожно…
Список литературы:
Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра [Т. 6]. Сценографы России. Давид Боровский. Даниил Лидер. - М.: URSS, 2008.
Блок В. Диалектика театра. Очерки по теории драмы и ее сценического воплощения. - М.: Искусство, 1983.
Богданова П. Режиссеры-шестидесятники. - М.: Новое литературное обозрение, 2010.
Злотникова Т. Публичное одиночество. Творческая личность в русском театре второй половины ХХ века: актер и режиссер. - Ярославль, 1998.
Комиссаржевский В. Театр, который люблю. статьи, очерки, заметки. - М.: ВТО, 1981.
Максимова В. Жизнь. Актер. Образ. Искусство советского актера 60-80-х годов. - М.: Знание, 1984.
Режиссер Анатолий Эфрос. Жизнь и творчество: Аннотированный библиографический указатель. - СПб.: Балтийские сезоны, 2010.
Рыбаков Ю. Театр и время. - М.: Знание, 1976.
Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2009.
Тадэ Э. Михаил Козаков. - М.: Искусство, 1977.
Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи. / Сост. М.Г. Зайонц. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010.
Фридштейн Ю. Спектакль - любовь моя. - М.: РИО Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, 2004.
Хайченко Г. Сцена и время. О спектаклях наших дней. - М.: Знание, 1975.
Эфрос А. Репетиция - любовь моя [Кн. 1]. - М.: Панас, 1993.
Эфрос А. Профессия: режиссер [Кн. 2]. - М.: Панас, 1993.
Эфрос А. Продолжение театрального романа [Кн. 3]. - М.: Панас, 2008.
Баранов А.Н. О построении пространства в постановках классических пьес (на примере режиссуры А.В. Эфроса) // Театральное пространство. Материалы научной конференции (1978). - М.: Советский художник, 1979.
Бачелис Т. Метаморфозы Мольера // Классика и современность. Проблемы современной режиссуры 60-70-х гг./ Отв. ред. А. Смелянский. - М.: Наука, 1987.
Бушуева С. Анатолий Эфрос (70-е годы) // Режиссер и время: Сборник научных трудов / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова. - Л., 2009.
Волков Н. Как мы работали // Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи. / Сост. М.Г. Зайонц. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000.
Горфункель Е. И вот я играю Мольера... // Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи. / Сост. М.Г. Зайонц. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2010.
Козаков М. В своем квадрате // Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи. / Сост. М.Г. Зайонц. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000.
Мягкова И. Дон Жуан // Спектакли двадцатого века. - М.: ГИТИС, 2004.
Мягкова И. Дон Жуан // Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи. / Сост. М.Г. Зайонц. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000.
Розов В. Режиссер, которого я люблю. // Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи. / Сост. М.Г. Зайонц. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000.
Алексеева А. Превращения Дон Жуана // Горьковская правда, 26.07.1977.
«БИТЕФ-74» // Театр, 1975, № 1.
Борисова Н. «Неглавные» роли Леонида Броневого // Театр, 1974, № 12.
Борисова Н. Увиденное слово // Театр, 1975, № 1.
Бояджиев Г. Единоборство // Советская культура, 05.10.1973.
Вайсбейн О. Трагедия Дон Жуана // Наука и религия, 1975, №3.
Васильева С., Вайсбейн О. На репетициях Анатолия Эфроса. // Театр, 1975, № 6.
Викланд О. Не об оригинальности, а об истине // Театральная жизнь, 1976, № 7.
Владимирский Б. Диспут в каретном сарае // Знамя коммунизма [Одесса], 22.08.1976.
К. Воробьев. По единодушному мнению. // Советская культура, 11.10.1974.
Дмитревская М. Красное и черное, или Тридцать лет спустя // Петербургский театральный журнал, 2004, № 1.
Дмитрук Т. Николай Волков // Театральная Москва, 1987, № 31.
Злотникова Т. Талант саморастраты // Театр, 1977, № 4.
Карп П. Разбитый алтарь арифметики // Смена, 22.11.1973.
Козаков М. «Люблю, когда много работы» // Алтайская правда, 28.06.1975.
Козаков М., Волков Н. Годы и роли // Знамя коммунизма [Одесса], 15.08.1976.
Коростылева М. Этот вечный Дон Жуан // Вечерняя Москва, 21.03.1989.
Кручинина И. Дон Жуан против Дон Жуана // Кузбасс, 18.07.1975.
Кухта Е. Спор с небесами // Невское время, 01.07.1995.
Любомудров М. Горькие улыбки бессмертной комедии // Вечерний Ленинград, 11.11.1973.
Меркюр Ж. Мы увидели много полезного // Советская культура, 07.06.1974.
Михаил Козаков: Вначале - слово! // Красноярский рабочий, 6.07.1979.
Мягкова И. Умереть от себя // Неделя, 31.12.-06.01.1974.
Рассадин С. «Не дальше, чем в собственное сердце» // Юность, 1976, № 7.
Скорочкина О. Актер театра Анатолия Эфроса. // Русское актерское искусство XX века. Вып. 2 и 3. - Спб., Российский институт истории искусств, 2010.
Соловьев В. Театр читает классику // Нева, 1976, № 7.
Стародубцев В. Дон Жуан, или Любовь к гармонии // Советская молодежь [Рига], 19.01.1975.
Церетели В. Этот знакомый незнакомый Дон Жуан! // Молодежь Грузии, 02.12.1978.
Шаус Я. Разные ключи к одному секрету // Комсомольская правда [Вильнюс], 19.04.1974.
Швыдкой М. «Подать сюда велосипед!» // Театр, 1981, № 4.
Шмерлинг А. Донжуанский список Эфроса // Театр, 2010, № 1.
Эфрос А. Устно и письменно. / Публ. Н. Крымовой // Московский наблюдатель, 1996, № 3-4.
Юрский С. Загадка Дон Жуана. Актер о спектакле // Ленинградская правда,
Приложение 1
Краткая информация о спектакле
«Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера
Драматический театр на Малой Бронной. Москва. 1973 г.
Режиссер - А.В. Эфрос
Художник - Д.Л. Боровский
Художник по костюмам - Л.М. Кусакова
В спектакле использована старинная французская музыка.
Дон Жуан - Н.Н. Волков / М.М. Козаков
Сганарель - Л.К. Дуров / Л.С. Каневский
Эльвира - О.М. Яковлева / В.В. Салтыковская
Гусман - А.Л. Мартынов / Д.Д. Дорлиак
Дон Карлос - Л.Б. Круглый / Г.Р. Сайфулин
Дон Алонсо - В.Н. Лакирев / А.Д. Грачев
Дон Луис - Л.С. Броневой / И.К. Кашинцев
Нищий - К.Е. Глазунов / А.Л. Мартынов
Шарлотта - В.В. Майорова
Матюрина - Н.М. Никонова / В.В. Смелкова / Н.Ф. Зиновьева
Пьеро - Г.Я. Мартынюк / А.Д. Грачев
Командор - А.В. Платонов / Ю.В. Катин-Ярцев
Господин Диманш - Г.М. Лямпе / А.М. Песелев
Приложение 2
Фото эскиза Д. Боровского к спектаклю «Дон Жуан»
Приложение 3
Фото макета Д. Боровского к спектаклю «Дон Жуан»
Приложение 4
Фотографии из спектакля
Н. Волков - Дон Жуан, Л. Дуров - Сганарель
Н. Волков - Дон Жуан, Л. Дуров - Сганарель
Финальная сцена. Н. Волков - Дон Жуан
Л. Каневский - Сганарель, Н. Никонова - Шарлотта, М. Козаков - Дон Жуан
М. Козаков - Дон Жуан. Фото В. Баженова
Л. Каневский - Сганарель, М. Козаков - Дон Жуан
Л. Дуров - Сганарель, Н. Волков - Дон Жуан
Н. Волков - Дон Жуан
Л. Дуров - Сганарель
М. Козаков - Дон Жуан, Л. Каневский - Сганарель