Анализ картины "Озеро горных духов" Г.И. Гуркина

контрольная работа

1. Творчество Г.И.Гуркина

Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал он в специальное учебное заведение - Петербургскую Академию художеств. По тем временам это было исключением, так как учеников в Академию зачисляли с определенным общеобразовательным уровнем, которого Г. И. Гуркин не имел.

Период с 1905 по 1907 год можно по праву назвать временем зрелости и признания.

За десятилетие (1905-1915) Гуркиным были созданы такие значительные произведения, как Катунь весной (1903), Озеро в Лаже (1907), Хан-Алтай (1907), Река Ядыгем (1909), Каракол (1909), Ледоход (1909), Алтай. Горная долина (1909), Корона Катуни (1910), Озеро горных духов (1910) и другие.

Начав свой творческий путь как ученик И. И. Шишкина и А. А. Киселева, алтайский художник от изображения конкретной натуры в ранних работах переходит к созданию большой композиционной картины с передачей характера алтайского пейзажа. В лучших своих работах он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая.

К другой, стержневой в его эволюции картине Озер горных духов Гуркин шел через длинный ряд работ, связанных общим мотивом. Мотив этот - реки и озера, сбросившие оковы льда. Одной из первых по времени исполнения в этом ряду стоит картина Озеро Лаже с ее ясной умиротворенностью и величавостью Низко нависшие облака и свинцовые, доходящие местами до черноты воды другого озера создают образ сурового, безлюдного края (Горное озеро, Каракольское озеро).

Параллельно с пейзажными художник работает и в других жанрах.

Последний период жизни и творчества Гуркина (1917-1937) связан с бурными событиями революции, гражданской войны и установления Советской власти в Сибири.

В 1926 году в жизни художника происходят знаменательные события: он участвует в двух московских выставках.

Творческий путь художника в 20-30-е годы тесно связан с социалистической новью Алтая.

Знать свой край и народ, показать природу и жизнь алтайцев было основной задачей Г. И. Гуркина. Все это сближает его с другими выходцами из среды малых народов.

Появление таких личностей, как К. Хетагуров, Ч. Валиханов, Г. Гуркин, было явлением закономерным в момент приобщения национальных окраин к великой русской культуре. Стремление талантливых представителей далекой провинции к овладению научным познанием и законами в самых различных сферах культуры стало особенно характерным для XIX века.

Имя Гуркина мы можем назвать вслед за Васнецовым, Переплетчиковым, Дмитриевым-Уральским, Вучичевичем-Сибирским - художниками, расширившими содержание русского реалистического пейзажа освоением тем Урала и Сибири.

Творческий метод Г. И. Гуркина эволюционировал. Начав путь как ученик И. И. Шишкина, уже к 1907 году он находит свои темы, свой стиль в искусстве. С течением времени его все более захватывает уверенность в гармоничности мироздания. В его полотнах нет, бурных, рассчитанных на эффектность сцен, необычных коллизий. Художник изображает постоянные и характерные состояния алтайской природы. В своих лучших работах (Озеро горных духов, Ледоход, Каракол, Корона Катуни, Кочевье в горах, Хан-Алтай) Гуркин создал классически ясный образ высокогорного Алтая, стал в искусстве Сибири зачинателем эпического пейзажа.

Делись добром ;)