logo
Анализ картины "Озеро горных духов" Г.И. Гуркина

2. Анализ картины

К другой известной и широко почитаемой в Сибири еще в дореволюционное время картине "Озеро горных духов" Гуркин шел через длинный ряд работ. Один из первых по времени создания в этом ряду - пейзаж "Озеро в Лаже" (1907) с его ясной умиротворенностью. Затем можно назвать серию полотен, изображающих одно и то же озеро Каракол, но с разными названиями: "Ледоход" (1909) из Томского музея - большое, решенное в традициях академической живописи полотно; "Озеро Каракол" (1915) -- меньшего формата из Барнаула. Интересен в этом ряду образ величавого и всегда несколько сурового Телецкого озера, воспетого художником. Завершением серии, творческим взлетом Гуркина явилось его полотно "Озеро горных духов".

Картина "Озеро горных духов" (алтайское название "Дены-дер") стала еще при жизни художника широко известной. Смысловое толкование народного понятия "Озера горных духов" дал в каталоге выставки 1910 года сам автор словами:

"Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неоскверненное: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником - снегом, льдом и туманами".

Мысль о первозданности высокогорной алтайской природы высказывал и барнаульский поэт И. И. Тачалов:

"Там природа удивляет своей опрятностью. Тут все чисто и непорочно. Перед таким пейзажем останавливаешься с благоговением, точно перед иконой, и наслаждаешься равновесием, которое устанавливается в душе".

Подтверждение мысли об особом впечатлении, вызываемом картиной "Озеро горных духов", находим мы и в словах Г. Н. Потанина, который считает чувство, вызываемое картиной, близким к "душевному равновесию". И тут же в статье, развивая мысль об обожествлении и одухотворении природы у многих восточных народов, ученый дает истолкование самому понятию "дены-дер", которые помогают проникнуть в замысел художника:

"Алтайцы различают дены-дер и алыс-дер. Алые - мифическое место, где вечно царит мучительный полумрак, где никогда не бывает солнца; там обитают злые духи, там любимое место злого Эрлика. В противоположность алысу местность дены представляется чистою, неоскверненною. Журналист А. В. Адрианов писал, что в этой картине художник ближе всего подошел к своему желанию "представить голубой Алтай в том виде, как он и как его понимают алтайцы. Ведь они его представляют живым, говорящим и смотрящим".

Ныне существует другая трактовка картины "Дены-дер". Она исходит из мнения, что художник отобразил в своем полотне местность, связанную у алтайцев с обитанием злых духов. Эта версия подсказала рассказом И. А. Ефремова "Озеро горных духов".

В нем повествуется о художнике по фамилии Чоросов и упоминается о картине "Озеро горных духов". Историю создания картины писатель связывает с таинственными событиями, якобы происходившими у этого озера. И объясняет их далее воздействием ртутных паров на путешественников, проникавших в эту местность. И. А. Ефремов познакомился с Гуркиным в 1930-е годы во время своего путешествия по Алтаю.

От картины Гуркина он также вынес впечатление, совпадающее с мнением И. И. Тачалова и Г. Н. Потанина. Ефремов пишет, что от всей картины веяло отрешенностью и холодной сверкающей чистотой. Художнику удалось создать здесь сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая. Гуркин показывает своим полотном, что величавая природа Алтая способна внушать благоговение и достойна почитания, с которым издавна относились к ней алтайцы.

Художнику удалось создать здесь величавый, таинственный и в то же время реальный образ природы высокогорного Алтая.

Остановимся на одном из лучших, на наш взгляд, вариантов картины, находящемся ныне в Алтайском музее (Барнаул).

Живописец мастерски передал весеннее состояние природы высоко в горах с ее чистотой, ясностью и умиротворенностью.

Линия горизонта проходит ниже средней линии картины, что придает изображенному монументальность и устойчивость. Лежащее на переднем плане справа дерево, выступающие из воды слева камни и кедры уравновешивают композицию. Композиция решена удивительно удачно, в ней нет ничего лишнего.

Колористическая гамма картины выдержана в благородных серовато-голубых и жемчужных тонах, что особенно подчеркивает строгость природы Горного Алтая. Даже иные по своей природе желто-коричневые, охристые цвета первого плана приглушены настолько, что приобретают серый холодный отлив. Богатые оттенки холодного серого цвета создают впечатление цельности, лирической сдержанности и величавого покоя. Характерна для Гуркина и живописная техника этого произведения - легкие, мелкие мазки с тонкими переходами из одного в другой, с применением лессировок, удачно передающих прозрачность воздуха, весенней глади озера. Прозрачность живописного слоя создает впечатление скорее акварельной, а не масляной живописи. Тонких тональных переходов достиг художник благодаря тщательно подобранной палитре. Вся картина подчинена единой цветовой доминанте.

Художник не меняет локальный цвет, но пользуется очень умело различием тонов. Богатые оттенки холодного серого цвета создают цельное впечатление ясности, лирической сдержанности и величавого покоя.

Одной из реплик на эту же тему стала картина "Горное озеро" (г. Томск). Обе работы близки по выбору мотива и по убедительно переданному состоянию тишины, своеобразного чувства предстояния.

Имеется несколько вариантов и реплик картины "Озеро горных духов", хранящихся в Барнауле, Красноярске, Иркутске, Томске, Новосибирске. А одна имеется в Москве, в санатории Академии наук "Узкое".