Анализ картины "Озеро горных духов" Г.И. Гуркина

контрольная работа

3. Живописная манера художника

К середине 90-х годов складывается характерная для художника живописная техника: широкая первая пропись и по ней легкие, мелкие мазки, дающие тонкие переходы от одного цвета к другому, гладкая обработка живописного слоя, лессировки. Так возникает та прозрачность письма, которую отметил А. В. Луначарский словами, "...замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи".

В построении живописного полотна все (панорамность, композиции, соблюдение последовательности планов, мастерство линейной композиции, светотеневое решение) говорит о том, что художник идет от традиции русской классической школы пейзажа.

Как уроженец этого горного края, Г. И. Гуркин верно чувствовал большую прозрачность алтайских далей, светоносность пейзажа голубого Алтая. Он сумел это передать в своих полотнах.

В то же время уже к концу 10-х годов сказалось национальное своеобразие в творчестве Г. И. Гуркина. Это, прежде всего национальное художественное мышление. Более ярко эта особенность проявилась в восприятии природы глазами алтайца, в его восхищении величавостью мироздания, сливающемся с преклонением перед суровостью края.

Это именно то этическое значение "культа горы", которое отмечали современники художника уже при знакомстве с первым вариантом Хан-Алтая. Национальный характер восприятия отразился также в истинно народном понимании красоты и мощи родной природы.

Облагораживающее и очищающее душу человека чувство преклонения перед природой ярко выражено в другой значительнейшей картине Г. И. Гуркина -- Озеро горных духов (по-алтайски "Дены-Дер", 1910). Но если "Хан-Алтай" поражал своей суровостью, не лишенной драматизма, то "Озеро горных духов" при всей панорамности композиции отличается лиризмом и гармоничностью всех компонентов полотна.

Творческий путь художника в 20-30-е годы тесно связан с социалистической новью Алтая. Это отразилось и в новизне художественных образов и в тематике его работ. Наряду с пейзажем он начинает работать над портретом, тематической и исторической картинами.

К середине 20-х годов им были подготовлены эскизы к ряду жанровых работ, сюжеты которых диктовались новой действительностью. Это эскизы Собрание колхозников, Слушают газету, Будущее Алтая. Создан ряд портретов о новых людях Алтая - Делегатка, Пионерка. Смелые и открытые лица, чувство достоинства отражены в них. Живописные портреты молодых алтайцев дополняют галерею современников художника.

Г. И. Гуркин, как и А. О. Никулин, одним из первых художников на Алтае обращается к исторической картине. Главное место в этом жанре заняла тема партизанского движения.

Уже во время его пребывания в Туве и Монголии были сделаны зарисовки эпизодов гражданской войны, портреты партизан. Вначале были лишь карандашные наброски, потом живописные этюды и, наконец, эскизы. Это "Объединение", показывающее слияние регулярных частей Красной Армии и партизанских отрядов Горного Алтая, Алтайские партизаны.

Эскизами, посвященными этой теме, заполнен альбом Г. И. Гуркина (1937). Здесь много работ, рассказывающих о партизанском движении на Алтае. Но решение их значительно отличается от предыдущих. Эскизы лишаются жанрового характера, пейзаж уже не превалирует над изображением людей, все компоненты подчиняются главной идее. События тех лет стали мыслиться автором как эпопея народная, как явление, вовлекшее в свою сферу людей разной национальности, разных судеб и характеров. К решению этой мысли он подходит в эскизах Спускаются с гор, Засада, Партизаны, За власть Советов. Приходится только сожалеть, что замысел художника не был доведен до конца.

В те же годы художник создает ряд пейзажей родного Алтая, которые по-прежнему говорят о раздумьях автора, о величии и вечности природы, о народ - ном понимании ее. Одни из этих работ панорамны, другие камерны.

Камерны пейзажи Горное озеро. Вечер (1926), Маральник цветет, На перевале. Этюд Горное озеро. Вечер в живописном отношении очень красив по созвучиям золотисто-оливковых и золотисто-розовых оттенков, которые местами переходят в нежно-фиолетовые. Тонко передано автором и состояние предзакатной поры, когда тишина точно разлита во всем окружающем. Насыщенностью цвета и тонкостью в подборе красок привлекает холст Маральник цветет с его бледно-зелеными, жемчужно-пепельными и лиловатыми тонами. На перевале - вещь пленерная, вся пронизанная светом и воздухом.

Заметно меняется техника письма Гуркина: мазок становится более дробным, цвет наносится раскладкой. От лессировок он в этих вещах отказывается. В этих работах Гуркин ближе к живописной манере Никулина.

К панорамным пейзажам относятся Поздняя осень (Бом Эзгер-Саяр), Курайские белки, Горное озеро и некоторые другие.

В числе последних работ Г. И. Гуркина были и большие по размерам полотна. Одними из лучших считаются Белуха с северной стороны, ледник Ак-Кем и последний вариант "Хан-Алтая".

Можно представить себе живописные достоинства большой картины Белуха с северной стороны, если посмотреть на великолепный этюд Ак-Кем Алтайского музея. Кроме выразительности его нежно-зеленых, голубых и пепельно-светлых красок, в нем хочется отметить стройность всего композиционного решения.

В 1936 году Гуркин создает второй вариант картины Хан-Алтай (Барнаул). Вариант значительно отличается от живописной композиции 1907 года. Здесь больше классической ясности и строгости. В первом варианте художник еще допускал элементы случайности в построении (цепь треугольных вершин гор беспорядочно разбивалась светлыми пятнами снега), прибегал он и к некоторым развлекательным подробностям и приемам литературного рассказа (орел на одном из валунов, одинокое облачко в ущелье как указание высоты этих гор). Композиция производила впечатление некоторой дробности. В варианте 1936 года автор сумел избавиться от этих недостатков. Вся композиция воспринимается как нечто цельное, величественное и даже торжественное. Этим задачам служат и архитектоника пейзажа и строгий ее колорит. Когда-то эпиграфом к каталогу своей выставки Гуркин поставил строки из народной алтайской поэзии:

Треуголен ты, Хан-Алтай,

Когда взглянешь на тебя с высоты.

Со стороны поглядишь на тебя -

Ты блестишь, как девятигранный алмаз!

Когда же со ската горы окинешь взором тебя,

То, как плеть расплетенная, тянутся хребты твои!

Полностью выразил он это алмазное сверкание величавых вершин именно в полотне 1936 года.Удалось избавиться здесь автору от пестроты цвета, в результате чего горы стали восприниматься более цельно. Умело передана воздушная перспектива за счет общего высветления палитры художника, что создает впечатление, будто весь пейзаж напоен прозрачным и холодным высокогорным воздухом. Художник по-прежнему широкими мазками жидко прописывает поверхность холста, прибегает к лессировкам. Но живопись становится по сравнению с первым вариантом (1907) более светоносной и сгармонированной в цвете.

В картине Хан-Алтай (1936) художник достиг той простоты и ясности, которые составляют качества произведений истинно народных.

Делись добром ;)